Как выбирали название для «Жигулей»

Изображение: img.freepik.com


В осенние месяцы 1968 года, за полтора года до начала выпуска автомобилей массово
ВАЗ-2101Журнал «За рулем» провел конкурс на наилучшее имя для первой модели Волжского автозавода. Читатели предложили имена «Жигули» и «Лада»; первое стало известным историческим именем, а второе используется по сей день.


Конкурс с краткими сроками: отправка предложений по названиям почтой должна была быть завершена к концу декабря 1968 года. В 1969 году подвели итоги — читатели отправили почти 50 тысяч заказных писем с 1812 названиями.

Изображение: img.freepik.com

Заметку о конкурсе опубликовали в «За рулём» №11 за 1968 год


В первом этапе отбраковали уже использованные в автомобилестроении наименования («Юность», «Волга», «Олимпия»), неблагозвучные названия («Директивец», «Новорожец»), а также шаблонные, примелькавшиеся имена («Весна», «Луч»).


Среди предложений читателей встречались, например, названия «Катюша», ВИЛ-100 (в честь столетнего юбилея Ленина), «Фиалка», «Авангард», «Сокол», «Руслан», «Атаман», «Искра», «Тольяттинец».

Изображение: img.freepik.com

Большинство участников предложили названия, которые отсылают к Италии, стране происхождения модели Fiat-124. Среди них: «Роситал», «Руситала», «Итальяночка», «Гарибальди» и даже «Чипполино».


Пять самых популярных имен: «Волжанин», «Мечта», «Дружба», «Жигули» и «Лада».
Решение принимало жюри.


По словам Марка Тилевича, главного редактора журнала «За рулем», жюри отказалось от географических названий, чтобы не копировать другие отечественные заводы. Названия «Волжанин» и «Жигули» были исключены. Считая «Мечта» и «Дружба» слишком наивными, осталась «Лада».

Изображение: img.freepik.com

Жигули — это возвышенность на правом берегу Волги.


Руководители Министерства автомобильной промышленности и Волжского автозавода рассмотрели итоги народного конкурса, но в качестве окончательного выбрали название «Жигули». Вскоре после запуска модели ВАЗ-2101 в 1970 году пригодилось и название «Лада» — автомобили для экспорта требовали более приятного имени.