История Volvo P1800: путь к статусу иконы дизайна
В автомобильной сфере, где шведский бренд Volvo традиционно известен своей надежностью и практичностью, модель P1800 представляет собой заметный акцент на стиль и элегантность. Это спортивное купе, выпущенное в 1961 году, демонстрирует, что даже компании, известные своими функциональными автомобилями, могут создать нечто действительно впечатляющее.
Наступление на Volvo P1800 на дороге или в парке — это всегда неожиданная радость для тех, кто ценит красоту автомобилей, и служит напоминанием о том, что дизайн способен превзойти практичность.

Начало развития дизайна: путь от шведского мастерства к итальянской элегантности
История модели P1800 началась с неожиданного решения. Пока Volvo продолжала выпускать скромный и не самый привлекательный автомобиль PV444/544, производство которого продолжалось до 1965 года, руководство компании решило расширить модельный ряд, включив в него более изящную модель. Разработка концепции была поручена Пелле Петтерсону, сыну Хельмера Петтерсона, создателя PV444/544.
Известный молодой дизайнер, ранее добившийся успеха как яхтсмен, обладатель олимпийских медалей и мировых титулов, проходил обучение в студии Пьетро Фруа — итальянской фирме, являвшейся частью Carrozzeria Ghia. Именно он создал внешний вид автомобиля, однако Volvo решила выделить итальянское происхождение, чтобы привлечь интерес, при этом отодвинув на второй план шведские корни.
Первоначально Volvo намеревалась заключить договор на сборку кузовов с немецкой компанией Karmann, специализирующейся на производстве автомобилей, таких как Karmann Ghia. Однако Volkswagen, имевший ранее соглашения с Karmann, предупредил о возможности расторжения действующих контрактов в случае работы над шведским проектом. В конечном итоге, производство было передано британской компании Jensen Motors, которая должна была изготовить 10 000 кузовов.
Автомобиль впервые был представлен на Брюссельском автосалоне в январе 1960 года, а производство началось в сентябре того же года. В качестве базы использовалась монококовая конструкция и механические компоненты от Volvo Amazon/122, однако сборка осуществлялась в основном в Великобритании.
Технические особенности и эволюция модели
В качестве силового агрегата P1800 использовался проверенный 1.8-литровый четырехцилиндровый двигатель B18, развивающий примерно 100 л.с. и оснащенный двумя карбюраторами SU. Трансмиссия представляла собой четырехступенчатую механическую коробку передач, с 1963 года доступную с опциональным овердрайвом. Тем не менее, качество сборки у Jensen было неидеальным, и после выпуска около 6000 машин производство переместили на завод Volvo в Лундбю, Гётеборг.
Модель получила обозначение P1800S (буква «S» указывает на шведское происхождение). В период с 1961 по 1972 год было произведено 39 407 купе, которые подвергались последовательным модернизациям: в 1969 году в качестве опции стал доступен 2.0-литровый двигатель B20 мощностью 118 л.с., а в 1970-м – инжекторная версия P1800E, развивающая 130 л.с., с дисковыми тормозами на всех колесах и максимальной скоростью приблизительно 190 км/ч.
Модель P1800 заслужила для Volvo славу производителя надежных автомобилей. Так, американский владелец Ирв Гордон к моменту своей смерти в 2018 году преодолел на своем P1800S свыше 5 миллионов километров. Несмотря на завершение производства купе в 1972 году, его сменила модификация P1800ES (Estate Sport) – универсал-шутинг-брейк, разработанный Яном Вильсгором, руководившим дизайном Volvo с 1950 по 1990 год.
Благодаря отсутствию рамки на задней панели и вытянутым пропорциям, эта модель приобрела статус классики. Несмотря на то, что в Швеции ее прозвали «рыбьим фургоном», а в немецкоговорящих странах — «гробом Белоснежки», до 1973 года было произведено всего 8077 экземпляров.
Культурное наследие и влияние на поп-культуру
Модель P1800 не просто полюбилась автолюбителям, но и обрела популярность в массовой культуре. Белая версия автомобиля была показана в телесериале «Святой» с Роджером Муром в главной роли, где он воплощал Саймона Темплара, с 1962 по 1969 год. Это произошло за два года до того, как Aston Martin DB5 стал ассоциироваться с Джеймсом Бондом в фильме «Голдфингер». Благодаря этому шведское купе стало широко известно во всем мире, закрепив за собой репутацию знаковой модели.
Советы для владельцев: цены и проблемы
P1800 сегодня считается востребованной классикой, однако нуждается в тщательном обслуживании. Наиболее распространенная проблема – коррозия, особенно характерная для первых версий, выпущенных Jensen. Неисправности в электрической системе, механике, системах охлаждения и выхлопной системе – типичное явление для подержанных автомобилей. Стоимость варьируется: автомобили в превосходном состоянии могут быть оценены в сумму до 90 000 долларов, а экземпляры в хорошем состоянии – от 25 000 до 30 000.
В оптимальном сценарии затраты на шуттинг-брейк составят около 20 000 долларов, а в случае более тщательной проработки — до 60 000. Эта модель демонстрирует, что Volvo может предложить больше, чем просто практичные седаны, и сохраняет статус образца дизайна в истории бренда.
Ранее мы писали, как голландская компания воскрешает Porsche 904 с ностальгическим рыком .Источник. Фото — RM Sotheby’s.