Как угробить аккумулятор
Аккумуляторные кислотные батареи – АКБ – редко удостаиваются пристального внимания автомобилиста. О них, как правило, вспоминают лишь тогда, когда вместо привычного мгновенного пуска мотора из под капота доносится унылое «у-у-у-у», а лампы на панели подозрительно притухают, как на раненом терминаторе. Крайний случай – это когда нет даже «у-у-у-у»: стартер не крутит коленвал. В таких случаях запас ненормативной лексики достается АКБ. Владелец не желает думать о том, что сам ускорил ее кончину.
В среднем кислотные батареи служат 4-5 лет. Иногда и дольше – аж до десяти, но это редкость. А вот быстротечная кончина, как правило, связана с человеческим фактором. Несколько конкретных примеров перечислено ниже.
Не выключили
Самый распространенный способ угробить аккумулятор – не отключить в припаркованной машине какой-то мощный потребитель. Обычно речь идет о фарах, хотя в некоторых древних автомобилях так же вредил обогреватель заднего стекла, питание которого шло мимом замка зажигания. В таких случаях АКБ разряжается «в ноль», и далеко не все из них после этого спокойно оживают. Особенно неприятно, если дело происходит на морозе: батарею может разорвать на куски.
Не заметили
Частный случай неотключенного потребителя – неисправность электропроводки, вследствие которой в припаркованной машине идет утечка тока, хотя, вроде бы, владелец все отключил. Иногда так дурят дворники, но чаще всего виноваты нештатные устройства – автомузыка, электронная сигнализация и др. В таких случаях надо измерить ток, потребляемый от батареи на стоянке. Лучше, если этим займется автоэлектрик: при обнаружении значительной утечки следует быстро обнаружить, куда именно убегают амперчасы из батареи.
Маловато будет!
Пониженное напряжение в бортсети машины убивает аккумулятор медленно, но верно. Виноваты могут быть как грязные контакты или проскальзывающий ремень генератора, так и неисправность регулятора напряжения – опять-таки, надо посетить электрика.
А самый популярный способ получить недозаряженную батарею – это поездки по современному мегаполису, особенно в холодное время. Холодный энергозатратный пуск утром, затем – вялая толчея городских пробок, полный набор включенный потребителей (свет, дворники, обогревы стекол и сидений, вентиляция и т п.), затем – парковка до вечера… В итоге батарея получает энергии от генератора меньше, чем отдает. К тому же на морозе она вообще плохо принимает заряд, а потому постоянно разряжается, не получая почти ничего взамен.
Перебор
Обратная ситуация встречается реже, чем недозаряд, но все же ее нельзя недооценивать. Кипящий электролит постепенно испарится из любой батареи – обнажатся электроды, упадет емкость и т.п.
Требуйте долива… чего?
Необслуживаемые аккумуляторные батареи в какой-то степени защищают себя от шаловливых ручонок владельца, которому однажды захочется подлить в банки вместо дистиллированной воды что-нибудь попроще – типа недопитой газировки из бутылки. Мгновенно батарея не помрет, но паспортных характеристик ждать от нее не стоит.
Перегрузили
Еще один способ разрядить батарею « в ноль» – подключить через инвертор какой-то мощный потребитель типа микроволновки. Не нужно этого делать.
Старт и стоп
Еще одним способом угробить нормальную батарею раньше срока является популярная ныне игрушка «Старт-стоп». И все потому, что многие прижимистые владельцы подобных машин при замене батареи не желают тратиться на дорогую AGM, предпочитая ей «что подешевле». А дешевка на суматошную жизнь с глубокими разрядами не рассчитана – батарея быстро помрет.
Немножко техники
Напоминаем, что напряжение на клеммах АКБ при работающем моторе должно быть примерно 14,0 – 14,4 В. Если оно гораздо меньше, то батарея ни в чем не виновата: надо искать причину в генераторе и т.п.
Напряжение при выключенном двигателе при полностью заряженной АКБ должно составлять 12,6 – 12,7 В. Желательно, чтобы этот замер проводился спустя несколько часов после останова ДВС, иначе показания окажутся завышенными. Если же будет, скажем, 12,3 В или ниже, то батарея явно недозаряжена. Надо попробовать ее зарядить и понаблюдать за дальнейшим поведением. Восстановится – ура, нет – увы: в отставку. Если же напряжение упало ниже 10,5 В, то это – совсем глубокий разряд, который способна пережить далеко не каждая батарея. Впрочем, попробовать зарядить все равно можно: вдруг повезет?