Как правильно выбрать прицеп: 10 важных моментов

Ранее мы обсуждали выбор прицепа с учетом ваших нужд. Теперь обратим внимание на техническую сторону – множество деталей стоит изучить до покупки.

1. РАМА

Выбрав модель, обратите внимание на конструкцию рамы прицепа. Она бывает сварной или сборной на болтах. Иногда кузов крепится к подрамнику. Легковые прицепы российских производителей массой до 750 кг обычно выдерживают заявленные нагрузки. При выборе прицепа обратите внимание на толщину рамы, которая должна быть не менее 3 мм, указанной в паспорте. Рама тоньше 3 мм подходит для прицепов грузоподъемностью до 250 кг, которые можно буксировать только квадроциклом. Цена сварной рамы и сборной на болтах обычно отличается на 3–3,5 тысячи рублей. Сварная рама не требует особого ухода.

Важно обратить внимание на защиту рамы от внешних воздействий. Выбирайте прицеп, чей металл оцинкован методом горячего цинкования, а не нанесением цинкового состава гальваникой. Толщина такого слоя редко превышает 100 микрон (0,001 мм). Некоторые производители используют обыкновенную краску для защиты рамы, но это не наш случай. Слой цинка на «горячую» — самый надежный защитный слой. При погружении в ванну с цинком он проникнет даже в скрытые полости. Минус этой технологии — механические воздействия. Неосторожное ударение при погрузке/разгрузке или зацепление рамой о столб может привести к отлетанию слоя цинка, как осеннего листа. Это может свидетельствовать о нарушении технологического процесса производства или недостаточном подготовке металла. При покупке можно проверить качество: посмотрите на выбитый номер на раме прицепа. Производитель обычно наносит его после погружения в ванну с цинком и доставляют на завод для сборки. Если VIN-номер не отколол цинковое покрытие, значит, технология соблюдена.

2. БОРТА

Второй важный критерий — толщина, высота и защищенность бортов прицепа. Золотое правило: брт должен быть из оцинкованной стали не тоньше 1 мм. Лучше больше. Борта — «защитный» контур. Тонкие, хлипкие, как из фольги, раздуются за несколько поездок с грузом навалом, например, землей или песком. Прицеп начнет «гулять» по геометрии. Жесткий борт может быть и из не толстого металла, но много ребер жесткости. Для экономии производители делают борт из фанеры. Для прицепа на долгие годы выбирайте металлические борта.

О высоте прицепов. Обычно она не превышает 300 мм. Иногда встречаются модели высотой до 450 мм. Преимущественно это вместительные прицепы для перевозки снегоходов. Ввиду того, что в основном груз транспортируется в упаковке, высота борта не имеет решающего значения. Обратите внимание на кольца для фиксации груза к днищу по углам дна прицепа. Обычно они есть на прицепах длиной около 3 метров. Если прицеп меньше по длине, петель может и не быть, но их можно сделать самостоятельно, купив в строительном магазине. Эта операция не сложна, а результат вас удовлетворит.
Если желаете максимум от обычного двухметрового прицепа, обратите внимание на возможность снятия заднего борта. На моделях длиной более 180 см задний борт обычно откидывается. Боковые борты у большинства моделей крепко прикреплены к полу, являясь силовым каркасом. Если передний и задний борта съемные, то можно перевозить груз больше стандартных двух метров. Такая опция обойдется примерно в 5000 рублей дополнительно, но возможность трансформации кузова бесценна.

3. ДЫШЛО

Следующий значимый параметр выбора прицепа — конструкция его дышла. С советских времен легковые прицепы оснащались V-образным дышлом, как у грузовых прицепов с поворотным кругом, например, ЗИЛ-130. Аргументируя преимущества своей конструкции, сторонники V-образного дысла утверждают о его прочности и устойчивости прицеп на дороге. В то же время сторонники I-образного дышла, все чаще используемого в производстве легковых прицепов в последнее время, обращают внимание на конструкцию дышла больших грузовых прицепов категории О3, грузоподъемностью свыше 10 тонн.

По устойчивости V-образное дышло ничуть не уступает I-образному. Основа последнего – замкнутая сварная труба толщиной не менее 3 мм. При маневрировании задним ходом, без определенных навыков вождения, прицеп своим V-образным дышлом может помять задний бампер автомобиля-тягача. Прицеп с I-образным дышлом можно практически сложить с тягачом без негативных последствий для бампера. С другой стороны, если самосвальная функция у прицепа простейшая, как у довоенного ГАЗ-410, такие бывают только с V-образным дышлом.

4. СТУПИЦЫ

Обратим внимание на то, что находится под рамой прицепа. Начнем со ступицы. Обычно ее не обслуживают. Есть даже от известной в прицепных кругах немецкой фирмы Knott. Это деталь импортная, а значит, дорогая. Запчасти на нее не купить в обычном магазине автозапчастей. Выбирайте ступицы с подшипниками от автомобиля ВАЗ-2108. Но и здесь есть нюанс. В большинстве случаев используют подшипник, который применялся в задней подвеске этого автомобиля. Уважающий себя производитель обязательно укажет, что в его ступице использован подшипник от передней подвески «восьмерки», он более грузоподъемный. Такая мелочь может сказаться на ресурсе ступицы, если прицеп вы намерены эксплуатировать часто и с полной паспортной загрузкой.

5. КОЛЕСА

Легковые прицепы обычно оснащают колесами диаметром 13 или 16 дюймов, штампованными. По желанию дилер может установить литые диски, как у тягачей, но это дополнительная платная опция. Рекомендуется использовать коммерческие покрышки с индексом С. При выборе диаметра колес ориентируйтесь на размер колес машины, к которой будет прицеплен прицеп. Для обычного седана с 15-дюймовыми покрышками подойдут колеса диаметром 13 дюймов. Для кроссоверов или коммерческих фургонов следует выбирать модели с колесами диаметром 16 дюймов.

6. ПОДВЕСКА

В течение длительного времени российские прицепы использовали резино-жгутовую подвеску, как и импортные аналоги. Это экономичный вариант, когда прицеп без нагрузки буквально прыгает за автомобилем-тягачом, словно мячик девочки Тани, пока та не уронит его в реку. Рассматривая позднесоветские модели прицепов, можно заметить, что их ось опиралась на рессоры от автомобиля «Москвич». Недостаток такой подвески заключался в низкой энергоемкости; втулки, хотя и были с обеих сторон, быстро изнашивались.

Когда немецкий производитель узлов и агрегатов для прицепов AL-KO заметил рост производства прицепов в России, модели стали оснащаться рессорами этого производителя. На прицепы полной массой 750 кг устанавливают трех- или четырехлистовые рессоры. Один конец крепится к подвеске через резино-металлический шарнир, а другой свободный скользящий конец — в специальную проушину. Металл о металле при езде стучит и брякает. Рессоры короткие и упругие, по ощущениям похожи на характеристик резино-жгутовой подвески. Амортизатор здесь скорее маркетинговый ход, дань прошлому: москвичевская рессора имела амортизатор. Покупатель привык, что в прицепе должна быть подвеска с амортизатором, но он свою функцию выполняет не всегда.

Другая сторона прицепной подвески — один корневой лист от задней подвески полуторатонного грузовика «Газель», который крепится к раме на газелевских сайленблоках. Сейчас большинство заводов-изготовителей прицепов выпускают свои модели именно на такой подвеске. В негруженном состоянии прицеп с одной рессорой едет мягко и ровно. Под нагрузкой тем более так. Амортизаторы здесь — для красоты.

7. ФУРНИТУРА

Внешний вид прицепа важен. Замки бортов, сцепные головки, задние фонари – всё это влияет на товар. Некоторые заводы изготавливают фурнитуру самостоятельно, например МЗСА для некоторых моделей. В основном нет необходимости во внутренней комплектации. Немецкие, польские, венгерские и китайские производители выпускают для легковых прицепов всё необходимое. По личному опыту, отдаю предпочтение «полякам». Например, сцепные головки. Все заводы устанавливают на свои прицепы оцинкованные сцепные головки. Слой цинка имеет пористую структуру. Влага и грязь со временем проникают внутрь металла, и коррозия съедает головку изнутри. У польских головок технология производства такая же, но после нанесения горячего цинка изделие покрывают специальным лаком, который въедается во все поры металла. Блестящий и гладкий вид гарантирован на долгие годы, коррозия не страшна.

Цена фонарей определяется вашим бюджетом. Светодиодные варианты стоят дороже, зато служат дольше. Прицепы с такими фонарями обойдутся на 10 000 рублей больше, чем аналогичные с обычными лампами.

8. КАРКАС И ТЕНТ

Для эксплуатации прицепа с тентом предпочтительнее выбирать сборный оцинкованный каркас.

Для хозяйственных моделей подойдет тент с одним задним клапаном. Для перевозки тяжелого груза на дальние расстояния в объемном прицепе выберите тент с дополнительным боковым клапаном помимо торцевого. Через это «окошко» можно проверить груз.

Прицепы для транспортировки квадроциклов или снегоходов довольно громоздкие. Для них стоит выбрать тенты с аэродинамическим наклоном.

9. ПЛАСТИКОВАЯ КРЫШКА

Хорошее финансовое положение позволяет рассмотреть прицепы с пластиковой крышкой. Такой колпак защищает груз лучше, так как закрывается на замок. Самая известная фирма-производитель – шведская Jaxal AB. Большинство легковых прицепов Северной Европы оснащаются крышками именно этого производителя. В отличие от отечественных, шведские не трескаются на морозе при длительной эксплуатации. Всё дело в составе пластмассы. Самая простая крышка для прицепа стоит от 8000 рублей. Цена за объемный колпак, для перевозки квадроцикла или пары мотоциклов, начинается в среднем от 35 000 рублей.

10. ПРИЦЕПЫ С БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ

В заключение обзора несколько слов для тех, кто желает более грузоподъемный прицеп, полной массой свыше 750 кг. Такие модели выпускают многие производители, у них есть собственная тормозная система. Но это потребует от вас категории В/Е в водительских правах. В продаже можно найти двухосные модели, предназначенные для перевозки объемного, но не тяжелого груза. Зачастую предприимчивые граждане загружают в такие прицепы сверх всякой меры, благо, что конструкция может выдержать даже тонну веса, или чуть больше. Утянуть за собой такой прицеп – половина дела. Потом придется тормозить, и вот тут могут возникнуть проблемы. Возможно, лучше сделать два и более рейса с простым, безтормозным прицепом, либо доставить груз при помощи грузовика. Если вам важен именно двухосный прицеп, выбирайте модель, у которого грузовая платформа расположена выше колес – больше груза войдет, чем если платформа будет «зажата» колесными арками.