Как переход на электромобили изменит мировую экономику: свежий отчет МВФ
Международный валютный фонд в минувший вторник обнародовал свежий отчет «Перспективы развития мировой экономики», содержащий прогнозы глобального экономического роста. Автопрому также нашлось место в документе: утверждается, что внедрение электромобилей приведет не только к фундаментальной трансформации мировой автомобильной промышленности, но и значительно повлияет на всю мировую экономику, затронув мировую торговлю, занятость, инвестиции и другие сферы. Проведен более глубокий анализ ситуации в индустрии — разбираемся в деталях.
Тему массового перехода на электротранспорт не перестают продвигать на самых разных уровнях, в самых разных странах. Экономическую оценку череде ожидаемых событий в рамках «электромобильного перехода» накануне дал Международный валютный фонд (МВФ).
МВФ во вторник, 22 октября, в рамках своего обновления прогнозов глобального экономического роста, выпустил заявление, где говорится о том, что глобальный переход на электромобили будет иметь «далеко идущие» последствия для инвестиций, производства, международной торговли и занятости
Анализ был включен в последний отчет МВФ «Перспективы развития мировой экономики», который был опубликован на ежегодном заседании МВФ и Всемирного банка на этой неделе, — чтобы обсудить усилия по стимулированию мирового роста, решению проблемы задолженности и финансирования перехода на зеленую энергетику, к чему, в частности, как раз можно отнести и переход на электромобили, а также меры поддержки, направленные на стимулирование спроса на EV.
Вот как прокомментировал МВФ ситуацию в своем сообщении:
— Растущее внедрение электромобилей представляет собой фундаментальную трансформацию мировой автомобильной промышленности. Оно будет иметь далеко идущие последствия.
Надо признать, что, несмотря на замедление продаж автомобилей на электротяге в последние месяцы, в целом переход на электромобили значительно ускорился в последние годы и многими организациями, кто бы что ни говорил и на сколько бы ошибочными ни были их оценки, рассматривается как ключевой способ помочь странам достичь тех целей, которые указаны в национальных климатических повестках.
МВФ в подтверждение своих слов приводит такие данные: в 2022 году на транспорт приходилось 36% выбросов парниковых газов в США, 21% в Евросоюзе и 8% в Китае.
Во вторник в своем отчете МВФ отметил, что мировая автомобильная промышленность (подчеркнем: мировая) в настоящее время отличается высокими зарплатами, высокой прибылью, крупными экспортными рынками и использованием высокого уровня технологий. И ускорение перехода на электромобили изменит этот «ландшафт», особенно, как указывают в МВФ, «если Китай сохранит свое нынешнее преимущество в производстве и экспорте по сравнению с конкурентами из США и Европы».
Дальше — больше и конкретнее: согласно самым реалистичным сценариям распространения электромобилей на рынке, ВВП Европы в этом случае сократится примерно на 0,3% в среднесрочной перспективе (!), добавили в МВФ:
— В этих сценариях занятость в автомобильном секторе снижается, а рабочая сила постепенно перераспределяется в менее капиталоемкие сектора (с более низкой добавленной стоимостью на одного работника).
Разумеется, это один из факторов, который сыграл роль в принятии США и ЕС решений о введении повышенных импортных пошлин на электромобили китайского производства [«чтобы противостоять несправедливым, по их словам, субсидиям властей Пекина китайским производителям»].
Ведь, кто только об этом уже не писал, давно известно, что китайские производители EV до сих пор устанавливают цены на свои автомобили ниже, чем у конкурентов, что является важным преимуществом, учитывая, что электромобили в настоящее время остаются более дорогими, чем бензиновые аналоги, а спрос на электромобили глобально в последнее время во всем мире ослабевает (за исключением Китая, но о «китайском феномене» в индустрии EV мы поговорили в отдельном материале).
Один из шагов, направленных на предотвращение тех последствий, на которые указывает МВФ в связи с ростом индустрии «электричек», был, между прочим, предпринят ранее в этом месяце правительством Франции, которое объявило о том, что сократит свою поддержку покупателей электромобилей, присоединившись к Германии, которая прекратила свою схему субсидирования еще в конце прошлого года.
Так что, посыл такой: «Вы переходите на электричество на транспорте, но аккуратно, не сильно быстро, и Китая старайтесь избегать — а то будет самим больно». С этим разобрались, хорошо, тогда следующий вопрос: как это сделать быстро и безболезненно для собственной экономики, с желания самого населения?
Пока никак — понятно и без экспертов. Увы и ах? Спорный момент: Вы уже готовы отказаться от поездок на «настоящих машинах»? Тоже большой вопрос.