Как избежать обмана при приобретении онлайн полиса ОСАГО
Как избежать обмана при приобретении онлайн полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.
Цифровизация позволила страховым компаниям сделать свои продукты более доступными и снизить расходы на операции. электронных договорах ОСАГООбманутые мошенниками граждане и страховые компании несут материальные потери. Страховщики недополучают премии, а рынок сталкивается со снижением доверия потребителей к дистанционным сервисам, что негативно сказывается на развитии онлайн-услуг. В связи с этим Центральный банк России и страховщики совершенствуют технические и организационные меры по борьбе с онлайн-мошенничеством в сфере страхования.
Атака мошенников
По данным В 2021 году Банк России зафиксировал в электронной форме заключенных договоров ОСАГО с недостоверными данными не меньше 1,1 миллиона (примерно 3% рынка ОСАГО). При этом убытки страховых компаний от противоправных действий при оформлении электронных договоров ОСАГО составили не менее 4,2 миллиардов рублей.
В социальных сетях, мессенджерах и на сайтах ежегодно выявлено свыше пяти тысяч мошеннических предложений по оформлению незаконных страховых контрактов сотрудниками ЦБ, страхового сообщества и правоохранительных органов.
В Забайкальском крае женщина в течение года оформляла для автовладельцев электронные полисы страхования, которые не имели действительности. Оформив один полис ОСАГО официально, злоумышленница подделывала его данные и продавала другим автовладельцам. Полицейские обнаружили причастность женщины к 18 фактам мошенничества. Каждый пострадавший заплатил за недействительную страховку от 3 до 8 тысяч рублей.

Фишинг набирает обороты
Фишинг — разновидность интернет-мошенничества, направленная на получение конфиденциальных данных пользователей: логинов и паролей, тесно связана с вышеописанной проблемой. Самыми распространенными мошенническими сайтами стали сайты по расчету стоимости страхования, имитирующие сайты известных страховых организаций. Поэтому Всероссийский союз страховщиков, регулятор и специалисты в области кибербезопасности предупреждают автовладельцев о необходимости крайне внимательного отношения к оформлению договоров ОСАГО онлайн.
Мошенники-социнженеры не оставляют в покое автовладельцев. Так, 20-летний житель Курганской области, думая, что оформляет полис ОСАГО, попался на уловку мошенников и лишился денег. По словам молодого человека, незадолго до этого он разместил в социальной сети «ВКонтакте» пост с просьбой помочь оформить страховку на автомобиль. Девушка ответила ему, завоевала доверие и попросила отправить документы и перевести деньги на указанный счёт. Получив более 12 тысяч рублей, мошенница прекратила всякие контакты, а молодой человек остался без полиса ОСАГО и без перечисленных денег.
Комплексный подход
Регулятор и страховщики обращают внимание на «болезни роста» онлайн-страхования, предпринимая меры против мошенничества. С 1 декабря 2021 года Центробанк может блокировать фишинговые сайты без суда. С 1 апреля 2022 года действуют единые требования ЦБ к страховщикам по раскрытию информации о посредниках на официальных сайтах.
ВСС вместе с МВД разработали методические рекомендации по борьбе со страховым мошенничеством. В них указан перечень косвенных признаков мошенничества в сфере автострахования, порядок получения объяснений от автовладельцев и участников ДТП, сотрудников ГИБДД, зафиксировавших аварию, представителей страховых компаний. Также даны профилактические меры для сокращения случаев страхового мошенничества.
Для эффективной работы мер, принятых страховщиками и регулятором, автовладельцам необходимо проявлять внимательность при оформлении электронных полисов ОСАГО. Подозрительные детали на сайте или в письмах с «выгодными предложениями», такие как ошибки в URL-адресах, опечатки и неверные цвета логотипов – сигнал к осторожности.