Как избежать мошенничества при покупке электронного ОСАГО

Меры предосторожности при покупке электронной полисы ОСАГО

Развитие онлайн-продаж позволило страховым компаниям сделать свои продукты более доступными и снизить расходы на операционную деятельность. В то же время цифровизация увеличила риски мошенничества при заключении страховых договоров в интернете. электронных договорах ОСАГООбманутые мошенниками граждане и страховые компании понесли материальные убытки. Страховщики недополучают премии, а рынок сталкивается со снижением доверия потребителей к дистанционным сервисам, что тормозит развитие онлайн-услуг. В связи с этим Центральный банк РФ и страховщики совершенствуют технические и организационные меры противодействия онлайн-мошенничеству в сфере страхования.

Атака мошенников

По данным В 2021 году Банк России зарегистрировал не менее миллиона одного заключенных с недостоверными сведениями электронных договоров ОСАГО (около 3% рынка). Убытки страховых компаний от противоправных действий при оформлении электронных договоров составили не менее четырех миллиардов двухсот миллионов рублей.

Каждый год специалисты Центрального банка, страховой отрасли и правоохранительные органы находят в соцсетях, мессенджерах и интернет-ресурсах свыше пяти тысяч ложных объявлений о незаконном страховании.

В Забайкальском крае женщина в течение года оформляла для автовладельцев электронные полисы страхования, которые не действовали. Оформив один полис ОСАГО, подделывала данные и перепродавала их другим автовладельцам. Полицейские установили причастность женщины к 18 фактам мошенничества. Каждый пострадавший заплатил за недействительную «страховку» от 3 до 8 тысяч рублей.

Фишинг набирает обороты

Фишинг — мошенничество в интернете, направленное на получение доступа к личной информации пользователей, таких как логины и пароли.
Распространены поддельные сайты для расчета стоимости страхования, имитирующие сайты известных страховых компаний. Всероссийский союз страховщиков, регулятор и специалисты по кибербезопасности призывают автовладельцев быть крайне осторожными при оформлении договоров ОСАГО онлайн.

Социнженеры-мошенники не оставляют в покое автовладельцев, убеждая жертв совершить нужное им действие. Так, 20-летний житель Курганской области, думая, что оформляет полис ОСАГО, столкнулся с мошенниками и потерял деньги. Молодой человек рассказал, что незадолго до этого разместил в соцсети «ВКонтакте» пост с просьбой помочь оформить страховку на автомобиль. Девушка ответила ему, установила контакт и попросила отправить документы и перевести деньги на указанный счёт. Получив более 12 тыс. рублей, мошенница прекратила выходить на связь, а молодой человек остался без полиса ОСАГО и без денег.

Комплексный подход

Регуляторы и страховые компании обращают внимание на все эти «болезни роста» онлайн-страхования и предпринимают энергичные меры по противодействию мошенничеству. С 1 декабря 2021 года Центробанк получил право блокировать фишинговые сайты в внесудебном порядке. А с 1 апреля 2022 года действуют единые требования ЦБ к раскрытию страховщиками информации о посредниках на своих официальных сайтах.

ВСС вместе с МВД разработали методические рекомендации по борьбе со страховым мошенничеством. В них перечислены десятки косвенных признаков таких деяний в области автострахования, описан порядок получения объяснений от владельцев автомобилей и участников ДТП, сотрудников ГИБДД, фиксировавших аварию, работников страховых компаний. Рекомендации включают также перечень профилактических мер для уменьшения случаев мошенничества.

Чтобы принятые страховщиками и регулятором меры работали наиболее эффективно, автовладельцам следует быть внимательными при оформлении электронных полисов ОСАГО. Любые подозрительные детали на сайте или в письмах с «выгодными предложениями», например, ошибки в URL-адресах, опечатки и неверные цвета в логотипах на сайте – повод насторожиться.