Как беспилотники Яндекс оставят без работы водителей и курьеров
Компания Yandex представила сразу два новых беспилотных решения, которые в будущем должны заменить профессиональных водителей и работников службы доставки.
У дальнобойщиков, водителей такси и прочего «комтранса» остается все меньше шансов найти работу – через несколько лет такие профессии вообще могут оказаться ненужными. Звучит как фантастика, но на самом деле, это вполне реальная перспектива. Уже сейчас беспилотные автомобили Яндекса могут ездить без человека за рулем и делают это не хуже опытного водителя. Причем с каждым пройденным километром (а всего накатано больше 4 млн км) система становится все умнее. Дело за малым – подправить ПДД и законодательство. Предварительные решения соответствующие ведомства сформируют уже к концу лета, а узаконить их должны к 2023 году – к этому времени компьютеризированные «водители» как раз успеют отточить свои навыки.
Яндекс испытывает свои беспилотники третий год: обвешанные радарами и камерами «мулы» Toyota Prius в характерной бело-красно-черной раскраске стали привычной картиной для Москвы, Иннополиса в Татарстане (здесь они работают как такси) и даже Мичигана. А с этого года им на смену приходит Hyundai Sonata. Причем теперь в IT-компании заручились поддержкой самого автопроизводителя, который доработал седан, установив на него более мощный генератор, необходимый для питания лидаров, радаров, камер (их теперь стало больше) и вычислительного центра на борту. Но, не смотря на партнёрство в проекте, производить «совместные» беспилотники Яндекс и Hyundai не будут.
Российский IT-гигант
вообще не планирует привязываться к какому-то конкретному автопроизводителю,
разрабатывая универсально решение, которое будет применимо и на легковом автомобиле,
и на грузовике. Первая тестовая «Соната» получила систему внешнего наблюдения с
«Приусов» и она подошла корейскому седану почти как родная (!), а уже после
датчики доработали под новый автомобиль. Однако система, которая является «зрением»
для автопилота, позволяя видеть на десятки метров вокруг – не самое главное. Наиболее
ценное в этой системе – программное обеспечение и накопленные данные, которые
используются для оцифровки маршрутов и машинного обучения, позволяя автопилоту
работать в любых погодных условиях, без видимой дорожной разметки, спутниковой
навигации и связи с сервером.
В США в некоторых штатах (включая и Мичиган) беспилотники уже могут ездить по дорогам без человека за рулем, чем Яндекс активно пользуется. У нас пока такие «вольности» запрещены, поэтому за рулем Hyundai Sonata по-прежнему будут сидеть испытатели (в татарском Иннополисе они могут занять место пассажира). Ведь по российскому законодательству за любое ДТП должен отвечать человек. Но когда беспилотники узаконят, отвечать уже будет компания, создавшая автопилот. Поэтому Яндексу нужно разработать совершенную систему, у которой не будет права на ошибку. Ну и затем уже продавать готовое решение транспортными компаниям и автоконцернам.
Мировой рынок систем, позволяющих заменить водителя за
рулем, оценивается в триллионы долларов. И Яндекс намерен стать одним из его
лидеров. Так по числу тестовых беспилотников и пройденных километров российскую
компанию опережает только Google и его Waymo.
Ну а пока в Яндексе обкатывают свои технологии на тестовых «Сонатах»,
монетизация беспилотников начнется с транспортных средств меньших размеров. Речь
о так называемых роботах-доставщиках. Напоминающие компактный луноход, шестиколесные
мини-машинки Яндекс.Ровер умеют двигаться по тротуарам со скоростью пешехода и
везти на себе груз, который обычно возят курьеры сервисов доставки Яндекса в
своих желтых сумках. Этого робота уже обкатали на развозке документов в «Сколково»,
а также на доставке покупок из Интернет-магазинов. Эксперимент признан успешным,
так что в скором времени армия Яндекс.Роверов может отнять кусок хлеба у пеших
курьеров. Добро пожаловать в будущее.