Jaguar E-Type и F-Type: путешествие во времени
Джагуар Е-Тип versus Ф-Тип. Путешествие во времени.
Толстые стеклоочистители скользят по лобовому стеклу, пытаясь подарить хоть какую-то видимость дороги. Более трех недель погода радовала теплом и солнцем, но сегодня небо решило вылить на землю накопившийся запас воды, превратив некоторые улицы города в Венецию. И именно на сегодня я, наивно доверившись синоптикам, запланировал встречу с культовым автомобилем прошлого века, частью экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства. В свое время им владели такие звезды, как Стив Маккуин, Джон Колтрейн, Фрэнк Синатра и Брижит Бардо. Сам Энцо Феррари когда-то отметил его красоту. И если даже Комендаторе, создавший синонимы изящества, оценил детище инженеров из Ковентри, то что уж мне сотрясать воздух прилагательными.
JAGUAR F-TYPE 400 SPORT CONVERTIBLE
За рулем ограниченной версии 400 Sport я еду – производство модели продлится всего год. Анонсировали ее в январе вместе с рестайлингом всей линейки F-Type. 400 – количество лошадиных сил, установленное в графе «Мощность мотора». Из трехлитрового бензинового V6 с нагнетателем британцы выжали еще 20 сил. Крутящий момент остался прежним – 460 Нм. Предполагать можно, что прирост мощности отразился на динамических характеристиках. Но не так! По паспорту, 400-сильный F-Type разгоняется до сотни за те же 4,9 секунды, что и 380-сильная версия. Варианты с полным приводом – на 0,2 секунды медленнее. Максимальная скорость тоже осталась на отметке 275 км/ч.
Может ли быть быстрее более доступная «эски»? Это так, если говорить о светофорных гонках, и не так, если речь идет о выезде на гоночный трек. Инженеры потрудились над шасси, оснастив 400 Sport механическим самоблокирующимся дифференциалом на задней оси, тормозной системой с 380- и 376-миллиметровыми дисками спереди и сзади соответственно, а также работали над аэродинамикой, наградив спорткар более агрессивным обвесом с расширенными порогами и большой «губой» спереди. Для выезда на тот же трек было бы лучше, если бы тормозные диски имели перфорацию. В любом случае, бить по тормозам теперь можно позже, а придавливать правую педаль — раньше.
Новая версия обладает светодиодной адаптивной оптикой, 20-дюймовыми колесными дисками матового темно-серого цвета, мультимедийной системой Touch Pro, более легкими и прочными креслами, подрулевыми лепестками из анодированного алюминия, желтой контрастной прострочкой, шильдиками 400 Sport (спереди, сзади, на рулевом колесе и на подголовниках), и почти миллионом рублей добавлена к цене по сравнению с базовым F-Type мощностью 380 лошадиных сил. В результате цена составляет 6 711 000 рублей с пометкой «от». За кабриолет, представленный на фотографиях, придется доплатить еще 725 тысяч рублей. Желаете полный привод? Тогда дополнительно заплатите почти 300 тысяч рублей. Многовато… Но лимитированная версия все же дороже обычной.
Новая 300-сильная версия поместила модификацию 400 Sport в «ЭфТайпах» между сдержанностью и безудержным весельем. Пятилитровая SVR со своим бунтарским характером готов проглотить любого одним лишь взглядом, чертовски крут! 575 «огнедышащих лошадей» подарят водителю эмоций больше, чем концерт Slipknot и Rammstein, умноженный на десять. Быстрая, мощная, громкая и порой непредсказуемая. Топить на ней на все деньги – всё равно что зайти в клетку со львами: расслабишься, переборщишь с газом, и из тебя сделают карпаччо.
Новый F-Type с двухлитровым турбомотором тоже неплох, как и мне сказали коллеги. Но все же… Два литра… Понимаете, шутки про пакет сока и тому подобное. Поэтому, на мой взгляд, трехлитровый V6 с нагнетателем – оптимальный вариант. Золотая середина. В отличие от топовых R и SVR, его можно приобрести с задним, а не полным приводом. Что очень хорошо.
Эмоций 400 Sport дарит немало. У него нет ускорения, тянущего щеку к затылку, но напористый характер сохранился полностью. Восьмиступенчатый автомат в ручном режиме, электронику в «спорт», зажимаем обе педали, активируя лаунч-контроль, отпускаем левую ногу, и с яростным рыком машина бросается вперед. Щелчок лепестком. Вторая передача. «Бам!» Духовой оркестр отстреливает с металлическим звоном. Третья, четвертая, пятая. И каждый раз: «Бам! Бам! Бам!». Каждое переключение — словно Кинг-Конг лупит в спину из гранатомета, заставляя сильнее сжимать пальцы на рулевом колесе и напрягать мышцы шеи, чтобы не оторвалась голова. Какой звук! Какие эмоции! А открытая крыша только многократно усиливает эффект.
Выехав из поворота, можно сильнее нажать на газ, не опасаясь столкновения с первым препятствием. Спорткар, как положено, немного проскальзит, но вернется на траекторию движения. Выключив стабилизацию и переключившись на вторую передачу, добавляем газа, и вот вы уже рассекаете воздух задними крыльями, создавая облака пыли. Легко, непринужденно и с широкой улыбкой на лице.
Несколько дней посвятил этому, забыв о работе и обыденности. Сейчас еду на спортивном автомобиле под сильным ливнем, рассекая потоп широкими колесами и не опасаясь, что поворот может стать преградой. Однако погода словно услышала мои просьбы: дождь стихает, а из-за облаков выходят солнечные лучи. Самое подходящее время. Подъезжаем…
JAGUAR Е-TYPE SERIES 1
После пробега по городу под проливным дождем, F-Type 400 Sport, когда-то белоснежным, стал серым в черную крапинку. Широкие пороги и «губа» были забиты палками, листьями и песком. С грустью взглянув на грязные детали перед фотосессией, я отправился знакомиться с хозяином раритетного E-Type, который любезно согласился принять нас сегодня.
Алексей Прупес – автомобильный коллекционер. Первый классический автомобиль приобрел в 2004 году. Сейчас их восемь. Jaguar E-Type первой серии, выпущенный в 1963 году, стал вторым автомобилем в его коллекции. Более половины жизни купе колесило по дорогам США (в Америке автомобиль был также известен под именем XK-E), а затем, примерно 20 лет назад, машина попала в Германию, где была полностью реконструирована. Реставрации подверглась буквально каждая деталь: перебрали 3,8-литровый рядный атмосферный 6-цилиндровый мотор, механическую 4-ступенчатую коробку передач, восстановили кузов, перекрасили в родной цвет. Были внесены некоторые допустимые реставраторами изменения — установлены электрический вентилятор охлаждения двигателя и более широкие колеса.
Алексей привез её из Германии 11 лет назад. Сейчас пробег составляет порядка 70 000 миль. Автомобиль остался на немецких номерах, с пропиской в Берлине. Почему? Правительство не поддерживает коллекционеров и реставраторов, как это принято в западных странах. Помимо климатических особенностей, коллекционеру приходится столкнуться с бюрократией и таможенным абсурдом. Именно поэтому, к сожалению, в России нет действительно больших коллекций.
Приведя F-Type в порядок, я наконец знакомлюсь с ней. Да, именно «ней»! Посмотрите на эти формы сами. Вот она, как раз выехала из гаража на залитую солнцем лужайку. В 1961 году E-Type сразила наповал публику Женевского и Нью-Йоркского автосалонов. Прошло больше полувека, а вау-эффект ничуть не снизился. Это похоже на момент, когда ты встречаешь девушку своей мечты, когда от одного взгляда на нее забываешь все проверенные на других слова и жесты. И вот стоишь перед ней с глупым выражением лица и пытаешься произнести хоть какой-то комплимент. «Красота», — только и смог вымолвить я. Через минут пять опомнился, что вновь пошел дождь, а я все стою и повторяю одно и то же слово в десятый раз.
Открываю дверь, ведущую глубоко в переднее крыло, и, глядя на широкий порог, близкую стойку, начинаю сомневаться, что мне с моим ростом удастся сесть за руль, не то чтобы разместиться с комфортом. Но без акробатических трюков успешно переношусь в салон. И — неожиданность!— здесь удобно! Ну, почти… Лишь деревянный обод руля, такой тонкий, словно шпажку для шашлыка согнуть в кольцо, трется о ноги.
Интерьер в целом прост, аскетичен. При детальном рассмотрении влюбляешься в каждую деталь салона: от радио и стрелочных датчиков приборов до подрулевого переключателя поворотных сигналов и кожаных кресел с тонкими спинками. Для доступа к багажнику можно протянуть руку назад или выйти и удивиться, что дверь открывается справа налево. В подполье, скрытое под листом фанеры и декоративной накидкой, находится запасное колесо.
Вставляю ключ в замок зажигания и нажимаю кнопку стартера. Пробуждается 3,8-литровый рядный двигатель с тремя карбюраторами, спрятанный под таким длинным капотом, что можно посадить самолет. E-Type не дёргается, не оглушает ревом. Он даже не намного громче современных автомобилей. Автомобиль же выпускался в 1963 году.
Сцепление мягкое, на тормоз давить не требуется сильно. Только кулиса механической коробки передач недостаточно информативна. Вращая руль пару раз вместо первой передачи попадал во вторую. Но после пары ошибок привыкаешь и едешь так, словно всю жизнь водил E-Type. Несмотря на возраст и эпоху создания, ездить комфортно. Независимая подвеска, дисковые тормоза на всех колесах, легкий вес и мощный мотор: 265 сил и 353 Нм крутящего момента, позволяющие достигать максимальной скорости 241 км/ч. Понятно, почему тогда E-Type называли «Астон Мартином для бедных»…
G?..
Что касается F-Type, то судьба его как классики и места в коллекциях будущего вызывает ожидание. Алексей допускает малые шансы, но уверенность появится лишь через двадцать лет. В обсуждении этого вопроса мы пришли к печальному выводу: многие факторы определяют статус автомобиля как классики через тридцать лет, но важнейший из них — это постер на стене в комнате у двенадцатилетнего мальчика. Он взрослеет, добивается успеха и к пятидесяти годам покупает свою юношескую мечту.
Вспомнил, как ждал водительского удостоверения, грустил из-за того, что получить его сразу не удалось. Помню, как копил на машину, завидовал сверстникам, у которых она уже была. Таких, как я, было много. А сейчас? Современным подросткам машина не нужна. У них есть Uber, велосипед и карта «Тройка».
Они видят бесконечные пробки, налоги, штрафы, камеры и ограничения, в то время как мы видели в автомобиле свободу… Но, может, я ошибаюсь…
Технические характеристики |
||
JAGUAR E-TYPE SERIES 1 | JAGUAR F-TYPE 400 SPORT CONVERTIBLE | |
Габариты, вес |
||
Длина, мм | 4453 | 4482 |
Ширина, мм | 1657 | 1923 |
Высота, мм | 1222 | 1307 |
База, мм | 2438 | 2622 |
Снаряженная масса, кг | 1315 | 1614 |
Полная масса, кг | н. д. | 2050 |
Клиренс, кг | 140 | 111 |
Объем багажника,, л | н. д. | 207 |
Объем топливного бака, л | 63,6 | 70 |
Техника |
||
Тип двигателя | бензиновый, 3-карбюраторный, 6-цилиндровый | бензиновый, с наддувом, 6-цилиндровый |
Рабочий объем, см3 | 3781 | 2995 |
Мощность, л.с. при мин-1 | 268/5500 | 400/6500 |
Крутящий момент, Нм при мин-1 | 353/4000 | 460/3500–5500 |
Трансмиссия | механическая, 4-ступенчатая, привод задний | автоматическая, 8-ступенчатая, привод задний |
Размерность шин (передние/задние) | 6.40 x 15 | 245/40R19 / 275/35R19 |
Динамика, экономичность |
||
Максимальная скорость, км/ч | 241 | 275 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 6,4 | 4,9 |
Расход топлива, л/100 км | 10,7 | 8,6 |