ИЖ «Планета-Спорт»: достойный соперник зарубежным моделям
Говорят, что в серийное производство Иж Планету Спорт Модель запустили по личному указанию Леонида Ильича Брежнева. Причины утраты модели надёжности и её снятия с конвейера расскажет редакция. autotry.ru.
В СССР гражданам не всегда предоставляли лёгкие автомобили в достаточном количестве. В 1970-1980-х годах для приобретения автомобиля требовалось либо платить вдвое больше и получить подержанный экземпляр, либо ждать годами coveted «открытку».

Мотоциклы в продаже всегда были. Все модели, разумеется, не было, но в Спорттоварах точно что-нибудь находилось. Jawa или Иж Планету Спорт.
Производство последнего мотоцикла продолжалось с 1973 по 1984 год. Мотоцикл покинул конвейер без преемника, но считался лучшим до распада СССР. Некоторые называют его легендарным, а вокруг модели ходит множество слухов.
Правда, или нет?
Считают, что ИЖ-Планета Спорт был самым дорогим мотоциклом среди среднекубатурных. Говорят, за него просили больше, чем за Яву. CZВначале производство шло с использованием импортных деталей. Позже мотоцикл был упрощён, лишен ряда зарубежных комплектующих и подешевел. Модели из Чехословакии стали стоить дороже, хотя на сумму в несколько десятков рублей.
Иж Планета Спорт, даже после снижения цены, оказался нерентабельным с коммерческой точки зрения. Для него так и не построили полноценный конвейер – сборка осуществлялась вручную. Цена же была предметом государственного решения. Советский мотоцикл не мог стоить дороже импортных Jawa и CZ.
Изначально для «Иж планеты Спорт» использовали ряд зарубежных узлов и раздельную смазку двигателя именно потому, что её изначально планировали продавать за границу. Внутренний рынок получал машину в остатке.
Зарубежные рынки не восприняли новую модель – к 1970-м годам популярностью пользовались уже четырёхтактные варианты. Несмотря на это, небольшое количество мотоциклов все же обрело своих ценителей за границей.
Некоторые считают Иж Планета Спорт капризным байком. Другие уверены, что он надёжнее Jawa, но только первых серий «японцев», проходящих до капитального ремонта 60 тысяч километров.
В отношении Л. И. Брежнева ходит мнение, что именно разрешил выпуск модели. Производство почти запретили, мотивируя это тем, что такой скоростной мотоцикл гражданам не нужен. Однако глава СССР прокатился на данном байке и одобрил его. Правда ли это или нет, сложно сказать, поскольку документов на этот счёт не сохранилось. Брежнев в то время был уже лет за шестьдесят пять — какой из него байкер?
Внешность и ТТХ
Сегодняшний внешний вид Иж Планета Спорт кажется необычным, дизайн понравится не всем. В 1974 году его стильный облик считался современным. Неудивительно, ведь мотоцикл был создан по образцу Yamaha 350R5.
Советские стиляги сначала проигнорировали новинку, отдавая предпочтение Яве. Однако, взглянув на мотоцикл с иностранными запчастями, обратили на него внимание. Дополнительно привлекала высокая скорость самого быстрого советского мотора, особенно в первом выпуске.
ИЖ Планета Спорт имеет одноцилиндровый двигатель объемом 340 см3. Двухтактный мотор первоначально оснащался раздельной системой смазки: масло подавалось в отдельный бачок и автоматически смешивалось с топливом. Позже систему убрали, чтобы снизить стоимость мотоцикла.
Мощность мотора достигала удивительных для мотоциклов того периода 32 лошадиных сил. Позже её снизили до 28, но это всё равно превышало мощность Jawa 634, выпускавшейся в то же время. Новая чешская модель с индексом 638 развивала всего 26 лошадиных сил. Напомним, что она появилась только в 1984 году.
Мотор крепился к раме с помощью резиновых подушек для снижения вибраций на высоких оборотах. КПП имела четыре передачи. Тормоза барабанные оказались недостаточными, если учитывать возможность разгона мотоцикла до 135 км/ч.
На что он способен?
Сегодня ценность Иж Планеты Спорт определяется скорее ностальгией. Быстрым байком ее назвать сложно, ведь на рынке множество б/у мотоциклов. Практически любая японская четырехсотка конца 80-х легко её опередит.
Иж Планету Спорт можно считать инвестицией, даже краткосрочной. Через несколько лет этот мотоцикл станет более дорогим — об этом свидетельствует статистика.
Ездить каждый день на старом мотоцикле – не особо приятное занятие. Сначала его нужно завести с помощью кикстартера. Как и полагается одноцилиндровым моделям Иж, байк пинается, если он в исходном виде. Установка БСЗ устранит эту проблему, но при этом уменьшится ценность мотоцикла.
На вторичном рынке редко встречаются модели с раздельносистемой смазки. Это означает необходимость смешивания бензина и масла непосредственно в топливном баке.
Иж Планета Спорт разгоняется быстрее любого советского или чешского мотоцикла. Даже новичок сможет поднять его на заднее колесо, что скорее недостаток, чем преимущество. Мотоцикл с двигателем в 32 л.с. развивает скорость 100 км/ч за 11 секунд. Такой показатель недоступен Jawa и CZ.
Иж Планету Спорт прозвали самым опасным мотоциклом Советского Союза – аварии случались с ним чаще всего. Но причина скорее не в характеристиках мотоцикла, а в отсутствии навыков вождения и защитной экипировки. Кроме того, на Иж Планетах Спорт ездили молодые люди, часто бесшабашные, желавшие произвести впечатление.
Мотоцикл весит немного — всего 135 килограммов. Из-за этого он очень динамичный. Но при высокой скорости управление мотоциклом неожиданно легким. Всё же на трассе лучше держаться подальше от грузовиков – может быть, что угодно.
Коробка передач Иж Планеты Спорт работает не всегда чётко, хотя раньше претензий к ней не предъявляли. Вибрации начинают беспокоить райдера уже при скорости свыше 110 км/ч. Звук работы двухтактного двигателя может напомнить о юности.
Цена на ИЖ-Планету Спорт варьируется от 55 до 800 тысяч рублей. Стоимость качественных моделей с актуальной документацией начинается от 150 тысяч рублей.
Справка
«Иж Планета СпортСреднего класса мотоцикл, предназначенный для путешествий и езды на нём в спортивном стиле по различного типа дорог, как одному так и вдвоём.
Ранее мы раскрылиКакой из мотоциклов лучше приобрести: ИЖ Планета-5 или ИЖ Юпитер-5?
Фото: ru.wikipedia.org