«Иж-14» — первый «паркетник»

«Иж-14» — первый «паркетник»

В 1970-х годах возникла потребность в создании гражданского внедорожника. «УАЗ», с его военным характером, не подходил. Стране, представлявшей собой колхозы и агрономов, нужен был комфортный автомобиль, а не просто практичный.

Изображение: img.freepik.com

Дебют состоялся на «Ижмаше». Первый автомобиль с несущим кузовом и полным приводом назвали «Иж-5». В это время ВАЗ только начал разработку «Нивы».
«Иж-5», созданный удмуртскими автостроителями совместно со специалистами НАМИ, предвосхитил появление первого безрамного короткобазного внедорожника «Иж-14», вышедшего в свет в 1972 году.
Дизайн «Иж-14» от В. Савельева отличался более гармоничным по сравнению с предшественником двухобъемным кузовом, хотя и этот автомобиль был далек от идеала. Интерьер «Иж-14» не блистал изысками или роскошью, но в духе времени был минималистичным и функциональным. Длина машины составляла 3600 мм, ширина – 1680 мм, высота – 1640 мм. Колесная база равнялась 2300 мм.
Для максимальной унификации с «Москвичом-412» передняя подвеска «Иж-14» была аналогична «москвичевской», но усиленной. (Интересно, что в проекте был предусмотрен прогрессивный «Мак-Ферсон».) В задней подвеске использовались рессоры, как у конвейерной легковушки, несмотря на то, что «Иж-5» обладал компактными торсионами.
Оригинальная, но доработанная раздаточная коробка позволяла обходиться одним рычагом, вплоть до включения обоих мостов с понижающей передачей. Тормоза для внедорожника были гидравлические барабанные с гидровакуумным усилителем.

Изображение: img.freepik.com

Опытным образцом автомобиля повышенной проходимости для жителей сельской местности стал «Иж-14», созданный коллективом конструкторов под руководством А. Кондрашкина к лету 1972 года. Несмотря на жизнеспособность, «Иж-14» требовал доработки и комплексной подготовки к производству. Это представляло собой основную сложность, так как «Ижмаш», в отличие от АвтоВАЗа, был приписан к оборонной промышленности. Приоритетной для него была военная продукция. Унификация внедорожника с «Москвичом-412» не достигла уровня разумной рентабельности. Например, уфимский 4-цилиндровый рядный 1,5-литровый карбюраторный 75-сильный двигатель оказался недостаточно мощным для проходимости. Руководство Госплана посчитало производство двух внедорожников — «Нивы» и «Иж-14» — нецелесообразным, учитывая близкий к завершению выпуск миниатюрного украинского вездехода «ЛуАЗ-967». В результате сравнительных испытаний на Дмитровском полигоне в 1974 году госкомиссия предпочла «Ниву», превосходившую «Иж-14» по скорости, приемистости и управляемости. Это прекратило финансирование проекта «Иж-14».

Изображение: img.freepik.com