Изготовление битопливной версии «Лада Vesta» на сжиженном природном газе (CNG).
Двухтопливная «Лада Веста CNG» с двигателем, работающим на бензине и сжатом природном газе, появилась летом прошлого года. Продажи осуществляются официальными дилерами марки, но переоборудование выполняет тольяттинская компания АТС.
На предприятие приходят кажущиеся полностью нормальными людьми… ВестыНо по факту это всего лишь сборные комплекты, которые превратятся в готовые машины после установки оборудования для работы двигателя на сжатом природном газе. compessed natural gas).
Из-за невозможности перевести метан в жидкое состояние при комнатной температуре, даже в сильный мороз, для перевозки необходимо хранить его под давлением. Большое давление предъявляет повышенные требования к надежности и безопасности используемых компонентов, поэтому при их выборе особое внимание уделяется этим параметрам.
Баллоны из Китая поступают на предприятие проверенными в «Газпроме» и заполненными небольшим объемом газа. В отличие от пропан-бутана, который измеряют в литрах как бензин, метан исчисляется кубическими метрами — единица объема, занимаемого газом при нормальных условиях (давление 760 мм ртутного столба и нулевая температура) объемом одного кубического метра. Прочее оборудование для газобаллонного производства итальянского происхождения.
Установка не предполагает замены деталей автомобиля. Требуемые элементы либо добавляют (например, кнопку переключения между видами топлива, раму и кожух баллона), либо дорабатывают вручную: укорачивают ковёр и немного подрезают облицовку порога в багажнике.
Трубки, по которым газ поступает из баллона в редуктор, рампу и двигатель, изготовлены из стали. Их сгибают непосредственно на месте монтажа. В процессе сборки пристально следят за тем, чтобы трубки и всё другое устанавливаемое оборудование не соприкасались с острыми кромками технологических отверстий кузова. Разгерметизации недопустимо! В случае непредусмотренного расхода газа контроллер прекратит подачу топлива. Монтаж контроллера, а также подключение всей дополнительной электрики — второй этап установки оборудования.
Вся цепочка производства подлежит строгому контролю качества.
Все затянутые крепления маркированы, каждый пост оснащен видеонаблюдением. В результате, автомобиль, вышедший с конвейера, не должен нуждаться в возврате на предприятие из-за проблем или брака. С завода «Веста» автомобиль покидает уже с ПТС, отмеченным как «двухтопливный».
Обслуживание ГБО не требует особых усилий. Плановые работы выполняются по графику обычного бензинового варианта — раз в год или каждые 15 тысяч километров пробега. Гарантия на оборудование составляет два года или 100 тысяч км, срок службы баллона — 15 лет, переосвидетельствование необходимо проводить раз в пять лет.
Олег Кузьмин, технический директор компании «АТС-авто», заявил о выпуске 200 автомобилей в месяц по заказу АвтоВАЗа. Возможно увеличение производства до 300 единиц, но многое зависит от автогиганта. Так, цветовая гамма из трёх цветов — «ледниковый», «платина» и «чёрная жемчужина» — была предложена АвтоВАЗом. Даже цвет, материал и тиснение кожуха, закрывающего газовый баллон, согласованы с дизайнерами «Лады».
Разрабатывается также и вторая модель, которая нуждается в такой же ценной модернизации. Лада ЛаргусДля проекта возводится новый цех возле имеющегося, а в производство две модификации — фургон и пятиместный универсал — должны поступить во втором квартале следующего года. Заготовлено около десятка автомобилей, включая машины для сертификационных краш-тестов. Оборудование максимально унифицировано с «Вестой CNG», баллон полностью идентичен. Установить его за пределами места за задними сиденьями (у фургона — за кабиной) невозможно. Именно поэтому семиместный «Ларгус» на метане не появится.
Кроме этого, АТС устанавливает газобаллонное оборудование на машины бывших собственников, соблюдая все стандарты, применяемые при работе с «Вестой». При надлежащем использовании автомобиль прослужит долгое время.
Конечно, АТС — не производитель автомобилей, а компания-установщик газобалонного оборудования. Но всё выполняется с таким тщанием, что другие организации должны следовать примеру. Включая популяризацию метана как топлива.