История внедорожных и полноприводных версий Лады
Смотря на внедорожные версии обычных городских авто, такие как Skoda Octavia Scout, например, или Audi A6 Allroad Quattro, поневоле задаешься вопросом, а почему бы и отечественному автопрому не задуматься о таких модификациях с повышенной проходимостью для столь популярных в России переднеприводных «Лад»? Ведь дороги у нас оставляют желать лучшего даже в черте города, а при поездке на дачу или просто на природу автомобилю обойтись без внедорожных качеств практически невозможно.
На деле же выясняется, что такие «вездеходные» версии уже не раз воплощались нашими инженерами в опытных образцах и не только. Началось всё еще в конце восьмидесятых, когда спортсмены штурмовали бездорожье на полноприводных самодельных гибридах с кузовами от «Самар» и узлами, частично заимствованными у «Нивы».
Начинателем рода модификаций с повышенной проходимостью стал «Тарзан», рожденный на свет в 1996 году благодаря совместным усилиям АвтоВАЗа, компании «Лада-Контур» и дизайнерской фирмы «DeCon». Уникальный автомобиль, построенный на прочной стальной раме, совмещал в себе кузов от ВАЗ-2108 и полноприводную трансмиссию от «Нивы». Подвеска и спереди, и сзади была независимой, а под капотом расположился 1,7-литровый силовой агрегат мощностью 80 л. с. Внешность, к слову, получилась, как говорится, на любителя. Чуть позже появились технически аналогичные авто, позаимствовавшие кузова от моделей ВАЗ-2109, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112. Всего было выпущено несколько сотен «Тарзанов».
В том же 1996 году велась работа над другим полноприводным ВАЗом, но по инициативе компании «Металлик-Квадро». За основу была взята идея спортсменов, которые скрещивали кузов «Самары» с агрегатами от Volkswagen Golf Syncro второго поколения. Любопытный экземпляр с раздаткой, задним редуктором и задней подвеской от «фолькса» и карданной передачей от ВАЗа имел внешность модели 21099 и получил имя римской богини победы — Виктории. Главным недостатком новинки была цена в районе 20 тысяч долларов США, что вдвое превышало стоимость базовой версии.
К концу девяностых над внедорожными модификациями вновь задумались на самом АвтоВАЗе. В 1999 году появился автомобиль, который был почти не отличим внешне от базовой модели ВАЗ-2111 (разве что его высота выросла на пару сантиметров), но был кардинально переработан внутри. Подвеску и полноприводную трансмиссию новичок получил от того же «гольфа», однако раздатка была внедрена собственного производства. Постепенно от импортных деталей и вовсе почти отказались — и задний редуктор, и подвеска были отечественные, но вот вискомуфта GNK по-прежнему заказывалась из-за рубежа. Прототипы ВАЗ-2111 с полным приводом были частыми гостями выставок. АвтоВАЗ планировал наладить мелкосерийный выпуск модели и реализовывать ее по цене около 8500 долларов, но осуществить это не получилось.
Следующим героем стала Lada Kalina 4WD, впервые засветившаяся на Московском автосалоне 2007 года. Новинку одарили подвеской, представленной треугольными рычагами спереди и двухрычажкой сзади, увеличенным на 15 мм клиренсом, приводом на четыре колеса и 1,8-литровым мотором мощностью 100 «лошадей». В остальном же это была обычная «Калина», правда ее доработки оказались настолько затратными, что руководство решило отказаться от её серийного производства.
Действительно уникальную машину — двухмоторную полноприводную «Калину» построил своими силами бывший инженер ВАЗа Юрий Костюкович. Вместо задних кресел обычного пятидверного хэтчбека он установил еще один стандартный 1,4-литровый двигатель в паре со второй коробкой передач. Этот мотор передает крутящий момент на задние колеса, таким образом машина получила постоянный полный привод, а ее суммарная мощность — 178 л. с.
Еще один сторонний проект — хэтчбек Lada Kalina TMS 4WD Turbo, созданное тольяттинской компанией «Торгмаш». Автомобиль имел турбированный двигатель ВАЗ объемом 1,6 литра, полноприводную трансмиссию, созданную с использованием узлов и агрегатов моделей Toyota Celica и Toyota RAV4, оригинальную заднюю подвеску, доработанные рулевое управление и тормоза.
И вот несколько лет назад настало время модели «Лада Калина Кросс». В Тольятти посчитали, что «внедорожной» версии можно будет обойтись без полного привода, поэтому единственной важной задачей стало увеличение дорожного просвета. Любопытно, что особо смелые прототипы были подняты почти на 6 см по сравнению с обычной «Калиной». Работа над проектом тянулась достаточно долго, а в один момент и вовсе остановилась, однако в 2013 году разработка вновь пошла полным ходом. Итогом трудов стал выпуск модификации в серию. Доработки были минимальными, и поэтому купить «Ладу Калину Кросс» можно уже за 409 000 рублей.
Упомянуть стоит еще об одной машинке под названием «Богдан-2111 Кросс». Для справки, Богдан — это украинский завод, собиравший лицензионные копии «Лад» и многие другие автомобили. Отличием «Кросса» от обычного «Богдана-2111» стали увеличенный клиренс на 20 и 30 мм спереди и сзади соответственно, а также новый обвес, окрашенный в цвет кузова. Самое замечательное то, что доплачивать за эти доработки приходилось бы менее 30 тысяч рублей. В прошедшем времени написано не случайно – проект заглох, а выпущено было лишь несколько образцов.