История и будущее штатной автонавигации
Автомобильные навигационные системы: прошлое, настоящее и будущее
НЕМНОГО О КОСМОСЕ

Сегодня на орбите Земли работает 90 навигационных спутников, а планируется довести их количество до 132. Преобладают американские спутники GPS – их 32. Американцы стали родоначальниками спутниковой навигации и развивают сеть с 1974 года. Практически все навигационные системы в первую очередь взаимодействуют с ними. Точность позиционирования по GPS велика, обеспечивая необходимую привязку к местности. Однако у этой системы есть недостаток. Созданная первоначально как военная система, доступ к ней может быть прекращен командой с военной базы Шривер. Это побудило другие страны создавать свои спутниковые системы.
Россия пока обладает самой мощной группировкой спутников. Запуск системы состоялся в 1993 году, и сегодня система ГЛОНАСС насчитывает 24 действующих спутника, побудив производителей автомобильных навигационных систем сотрудничать с ней. Спутники ГЛОНАСС также принадлежат Министерству обороны, и…
Сегодня на третьем месте система BeiDou. Несмотря на запуск в 2000 году, сейчас китайцы применяют 20 спутников, а всего планируют 35. Тогда, как и GPS и ГЛОНАСС, будет признана глобальной. Кстати, китайская Beidou активно сотрудничает с российской ГЛОНАСС.
Европейская система Galileo занимает четвертое место по количеству спутников. На орбите находится 10 спутников, но планируется увеличить их число до 30 к концу 2020 года. Система способна обеспечить точность позиционирования до 10 см, правда только над Европой.
Индия не хочет упускать выгоды от использования спутников. Сейчас на орбите их четыре. В ближайшем будущем будет подвешено ещё три, тогда IRNSS обеспечит качественное позиционирование над Индией, Пакистаном и Афганистаном.
За планетами вслед японцы с системой QZSS ведут свою работу. На орбите сейчас один спутник, к концу 2017 года их станет четыре. Их главная задача — обеспечение работоспособности мобильных приложений и мониторинг транспорта в азиатском регионе.
ВЕРНЕМСЯ НА ЗЕМЛЮ
Навигационные системы для автомобилей появились раньше, чем люди услышали первый сигнал с искусственного спутника Земли. Первый автомобильный навигатор появился в 1930 году.

Устройство, похожее на современные навигаторы, работало с рулонами карт. Механизм от привода автомобиля вращал рулон пропорционально скорости, показывая местоположение на экране. По приезде к повороту водитель извлекает неактуальный рулон и вставляет следующий, соответствующий направлению движения.

Несмотря на трудности, данное устройство от Iteravto считается предшественником современных навигаторов.
В 1981 году на орбите Земли действовало несколько навигационных спутников, но первым автомобильным навигационным устройством стал не спутниковый навигатор, а гироскопический.

Компания Honda первой предложила Gyrocator как опцию. Созданный совместно с компанией Alpine, навигатор определяет местоположение авто на карте при помощи гироскопических датчиков, перемещая заранее выбранную и установленную карту вверх или вниз, показывая положение автомобиля на мониторе светящейся точкой.

Каждую карту следовало сначала сопоставить с местностью и установить своё положение посередине экрана. В то время подобная функция стоила примерно четверти стоимости автомобиля.
НАШЕ ВРЕМЯ
Началом бурного развития встроенных навигационных систем можно считать начало XXI века. Новые технологии позволили значительно снизить стоимость комплектующих для производства приемников спутникового сигнала, сделав навигационные системы доступными каждому.

Сейчас штатной навигационной системой могут похвастаться как автомобили класса люкс, так и бюджетные иностранные модели. В основном все системы интегрированы в мультимедийные комплексы, первоначальная задача которых состояла лишь в развлечении водителя в дороге музыкой. Позже к ним добавили возможность воспроизведения не только аудио-, но и видеофайлов. Были системы, которые могли похвастаться наличием телевизионного тюнера. Однако мечтой было именно навигационное оборудование, и оно появилось. Автопроизводители хвалили каждую свою навигационную систему, считая её особенностью своего бренда.

Вначале кто-то демонстрировал маршруты с высоты птичьего полета, а кто-то хвастался возможностью отслеживания пробок без интернет-трафика. Сейчас тенденция такова, что навигационные системы, разработанные под конкретный автомобиль, независимо от качества, уходят в прошлое. Автопроизводители решили не изобретать велосипед и все чаще устанавливают на автомобили навигационные системы, работающие на программном обеспечении компаний, специализирующихся на навигации. Поэтому Navitel, СитиГИД или Garmin можно встретить как штатную навигационную систему во многих автомобилях. Со временем автолюбители стали отдавать предпочтение интерактивным навигационным системам, таким как «Яндекс навигатор» или «Гугл мэпс». Это понятно: актуальные карты и постоянный мониторинг трафика упрощают жизнь автомобилистам, особенно в мегаполисах. Зачем тогда предварительно устанавливать навигационные системы в автомобиль, если они есть у каждого в кармане в виде предустановленного софта на смартфоне? Об этом же задумались и автопроизводители и придумали возможность контролировать приложения с смартфона непосредственно на мониторе штатной автомобильной мультимедиасистемы.
APPLE CARPLAY, ANDROID AUTO И MIRRORLINK
Большинство современных смартфонов работают под управлением Android и iOS. Автопроизводители совместили свои мультимедийные устройства с этими операционными системами. В результате появились автомобили, поддерживающие «зеркаление» экрана смартфона на дисплее штатной системы с приятными последствиями.
Нет необходимости привыкать к работе отдельных навигационных систем – «Яндекс карты», Google Maps, Navitel или СитиГИД отображаются полностью на экране штатного монитора. Маршрут можно проложить дома или на работе и использовать его после подключения смартфона к автомобилю.
Помимо работы с встроенными навигационными системами, не отрываясь от руля, можно пользоваться приложениями – телефонной книгой, СМС, комментариями в соцсетях и многим другим. Все возможности смартфона теперь доступны на большом удобном экране.

Благодаря системам Apple CarPlay и Android Auto частично удалось достичь этого результата. Однако до полного успеха еще далеко. Не все функции доступны, а работающие имеют свои недостатки.

Компания MirrorLink добилась значительных успехов, но система устанавливается не во всех автомобилях. Не все смартфоны способны взаимодействовать с ней – необходим конкретный аппаратный вариант.

За такими системами будущее, что хорошо, так как автопроизводители это понимают. Необходимо придумать систему, которая не позволит забыть смартфон дома или на работе, чтобы остаться с навигацией, музыкой и социальными сетями, ведь для кого-то последнее может быть равно смерти.