Испытания российской аэролодки «Север-650К»

Это лодка, точнее аэролодка с тяговым воздушным винтом. В действительности этот аппарат можно назвать настоящим вездеходом-амфибией, потому что он может передвигаться не только по воде, но и по суше там, где нет дорог – лишь направления.

Аэролодка «Север 650К» изготовлена на Красноярском амфибийном заводе (КАЗ «Север»). Предприятие существует уже 10 лет (серийное производство аэролодок здесь началось в 2016 году, до этого шла штучная сборка) и его продукция пользуется большим спросом в России. Сферы применения этой амфибии разнообразны – от организации пассажирских переправ до спасательных работ и использования в нефтегазодобыче, геологоразведовательных экспедициях, природоохранных мероприятиях и так далее.

В начале сентября текущего года на Чукотке состоялась торжественная передача грузопассажирских аэролодок «Север» местной администрации для переправы через Анадырский лиман. Аэролодки помогли наладить бесперебойное сообщение в межсезонье между крупнейшей жилой агломерацией Чукотки и Международным аэропортом Анадырь (Угольный) им. Ю. С. Рытхэу.

Пригласили принять участие в тестовом запуске гидроплана «Север 650 K», установившего рекорд скорости «Байкальской мили» — 196 км/ч. Тест проходил не на Байкале, а в Подмосковье, на реке Клязьма и канале имени Москвы.

В техническом плане «Север 650 K» оснащается бензиновым мотором Chevrolet LS3, устанавливаемым на Tahoe и Camaro. Эти двигатели не восстановлены с разборок или завезены «серыми» поставками: их ввозят новыми и официально. Транспортировка таких моторов в Россию обходится дорого и занимает много времени (через третьи страны), но зато документально всё чисто, что важно при продаже продукции государственным органам, например, МЧС.

Высокие обороты нужны для воздушного винта: с 3000 об/мин лодка начинает двигаться. Нет отечественных моторов? Промышленность не выпускает подобных ДВС, а другие варианты будут менее мощными или тяжелее. Не говоря уже о надежности. Гарантия на лодку — год или 100 моточасов.

Не стоит обвинять производителя в препятствии импортозамещению: двигатель «Шеви» – единственный иностранный узел этой лодки – всё остальное отечественное. Редукторы разработаны заводом собственноручно. Лопасти изготавливают по специальному заказу в Казани. Под сиденьями размещён бак на 420 литров, которого должно хватить на 500 километров, если этого мало – можно установить дополнительный бак на 120 литров. Конструкция лодки выполнена из пластика, полиуретана и алюминия. Потопить лодку затруднительно, поскольку обеспечивающая плавучесть надувная часть состоит из нескольких секций, и чтобы пробить их одновременно – нужно приложить значительные усилия. Грузоподъёмность лодки – 1,5 тонны (с полным баком бензина).

В данном устройстве установлены два аккумулятора, электрический лебедка и насос для подкачки шин.

Стоит уточнить: аэролодка «Север 650 K» имеет цельносварной корпус из алюминия, надувной корпус сделан из высокопрочной полиуретановой ткани (ТПУ), воздушный винт также оснащен цельносварным алюминиевым кожухом. Аэробот получил комплект защиты днища.

Интерьер транспортного средства весьма комфортабельный. Два морских кресла установлены внутри, перед пассажирским — вместительный бардачок; сзади — мягкое сплошное сиденье со спинкой. Детали каюты отделаны ковром, есть два жидкостных отопителя, автономный и люк в крыше, а также некоторые другие элементы. «опции».

На панели управления находятся, помимо прочего, переключатели отопителя, фар, ходовых огней и дворников, кнопка аварийного выключения зажигания со щеколдой, а также кнопки автоматических выключателей. «массы» двигателя с индикаторомВ машине имеется прикуриватель. Приборная панель хорошо читается.

Работа систем двигателя контролируется с помощью указателя температуры, светодиодных контрольных ламп давления масла, индикатора заряда аккумулятора, индикатора перегрева, указателя уровня топлива и других приборов.

Представители производителя заявили, что аэролодка «Север 650 K» оснащена двойной шумоизоляцией салона вместимости восемь человек; сиденья возможно перевести в спальное положение.

Аэролодку можно приобрести от 8 миллионов рублей. В зависимости от дополнительных опций (например, дополнительного света или усиленной шумоизоляции) и возможности персонализации цена может достигать 10 миллионов рублей. Для подобной техники это не предел. Основными покупателями аэролодок выступают не крупные фирмы и государственные органы, а частники – охотники и рыболовы. Продажи идут хорошо: в этом сезоне каждый месяц было по 25-30 заказов. Несколько лодок поставлены за границу, в Индонезию, также есть потенциальные клиенты из Турции.

В Москве, Красноярске и Иркутске функционируют филиалы по продаже аэролодке «Север». Туристические компании здесь приобретают лодки для путешествий по Байкалу. Представительство в Санкт-Петербурге закрыли, так как 99 % покупателей составляли жители Москвы, которые использовали лодки для поездок по Карелии. Региональный склад запчастей находится в Москве, а при отсутствии нужной детали ее привезут из Красноярска за 2-3 дня.

Чтобы управлять аэролодкой, необходимы особые права. Их выдаёт ГИМС после успешной сдачи экзаменов на судно особой категории. Права не формальность: управление такой техникой требует особых навыков. «Капитан» лодки несёт ответственность за безопасность пассажиров: «Север 650 K» может перевозить до 8 человек.

Двигатель объемом 6200 кубических сантиметров производит 430 лошадиных сил. Обычно работает на 4000 оборотов в минуту, пиковый момент – 5500 оборотов в минуту. Звук мотора характерен и хорошо узнаваем. Настоящая американская восьмицилиндровая машина! Расход топлива существенно меняется от скорости движения, особенностей рельефа, природно-климатических условий и других факторов, поэтому по паспорту расход бензина указан на уровне 25-70 литров в час. На воде красноярский аэробот способен разгоняться до 100 километров в час.

Как передвигается аэролодка, рассказывает наш корреспондент Роман Прокопенко.

Двигатель работает превосходно, комфорт соответствует стандартам транспорта подобного класса: мягкое покрытие, а при необходимости возможность разгоняться на льду с виражами. Конечно, полной тишины ждать не стоит, но шум не раздражает, скорее даже успокаивает, когда за окнами проплывают десятки метров льда.

Представители КАЗ «Север» сообщили нам в ходе неофициальной встречи, что компания из Красноярска может считаться крупнейшим мировым производителем данной техники – такой вывод сделан компанией после анализа своих производственных показателей по сравнению с зарубежными конкурентами.

Мы выяснили, что завод «Север» собирается расширять производство собственных судов на воздушной подушке. Для этого создаётся новая производственная линия, предназначенная для выпуска трёх моделей СВП, доступных широкому кругу покупателей.

Суды на воздушной подушке различаются по способу подачи воздуха: центральная подача под куполообразное днище вентилятором (камерная схема) или расположение отверстий для подачи воздуха по периметру днища (сопловая схема). Движение СВП происходит благодаря воздушному пространству, образующемуся под её юбкой, что защищает днище лодки от контакта с различными поверхностями.

Аэролодка, аэроглиссер или аэробот могут передвигаться по любой поверхности, но не поднимаются над ней, а скользят на прочной чешуе, покрывающей днище. В этом заключается одно из ключевых отличий.