Иранские автомобили на российском рынке: модели и цены
В настоящее время в России нет развитого автомобильного рынка, а вместо него наблюдается огромная пустота. Остальные российские официальные дилеры пытаются её заполнить. Желание некоторых иностранных брендов продавать свои автомобили в РФ понятно. В скором времени появятся и иранские авто.
Иранские автомобили реализовывались в России пятнадцать лет назад, когда в 2006 году появился доступный седан Samand от компании Iran Khordo (IKCO), построенный на платформе Peugeot 405. Автомобиль продавался медленно и, возможно, бы продолжал продаваться до сих пор, если бы не экономический кризис 2008 года. Импорт иранских седанов прекратили из-за санкций против этой страны и введения норм Евро-4. Было реализовано около двенадцати тысяч экземпляров, а на сегодняшний день на российском рынке числятся более десятка тысяч «Самандов». Это немало, если учитывать не самое лучшее качество сборки и слабую защиту от коррозии.

Компания IKCO неоднократно пыталась вернуться на российский рынок, но все попытки оказались безуспешными. В 2011 году компания представила модернизированный Samand на Московском автосалоне, однако автомобиль не вызвал достаточного интереса. Через три года иранцы планировали завоевать рынок новыми моделями Dena и Runna, но снова потерпели неудачу. В 2018 году IKCO решила зайти на рынок через Азербайджан, где машины собираются под брендом Khazar, но и в этот раз успех не пришел.

В текущей геополитической обстановке, когда Запад прекратил сотрудничество с Россией, есть все основания ожидать возвращения автомобилей иранского производства на российский рынок. Глава промышленной группы Iran Khordo (IKCO) господин Мехди Хатиби сообщил о планах по экспорту их машин в Россию уже в этом году. Первым будет седан TaraПопулярность модели Samand возможна из-за ее стоимости: в родной стране седан оценивается в 6000-8000 $. При текущем курсе это менее 500 000 руб. Правильная ценовая политика привлечет покупателей на российский рынок. Однако им придется смириться с устаревшей конструкцией автомобиля, основанной на Peugeot 405, разработанном в середине 80-х годов. «Саманд» оснащен бензиновым мотором объемом 1,7 л (113 сил) и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Возможна модификация с газобаллонным оборудованием.

Седан выпускается с 2001 года, удивительно, что параллельно производится и его наследник Soren, представленный в 2007-м. Это рестайлинг отца-основателя Samand. В 2015 году IKCO выпустила седан Dena, это серьёзный рестайлинг «Сорена» или «Саманда». Позже иранцы представили клон с измененными боковыми панелями — Dena+. Выпускается четыре отпрыска «405-го», Soren, Dena и Dena+ стоят от 7000 до 11 500$, в пересчете на российские деньги от 550 000 до 750 000 руб.

Иранские производители освоили сборку не только лицензионных Peugeot, но и китайских кроссоверов Haima – S5 и S7, а также Dongfeng H30 Cross, который ранее предлагался на российском рынке.
В глазах потребителя куда привлекательнее выглядит Tara, которую иранцы представили на автомобильной выставке MIMS Automobility Moscow. Это один из самых современных седанов в линейке Iran Khordo, насколько это возможно для производителя, находящегося под санкциями более 40 лет. IKCO Tara – доработанная версия Peugeot 301/Citroen C-Elysee 2012 года выпуска. В 2016 году санкции против исламской республики были смягчены, и компания возобновила сотрудничество с концерном PSA. В результате появилась Tara, которая конкурирует с Lada Vesta, Kia Rio и Skoda Rapid, хотя заметно крупнее их – длина иранского седана составляет 4519 мм, а колесная база 2652 мм. Под капотом установлен атмосферный двигатель объемом 1,6 л (113 сил) семейства TU5, работающий с 6‑ступенчатыми механической или автоматической коробками передач. относительно современный иранский седан Немало — минимум восемьсот миллионов риалов, что равно примерно миллиону двестам тысячам рублей по нынешнему обменному курсу.

Россия и Иран имеют много общих моментов в автомобилестроении. Помимо взаимных поставок машин, планируется создание совместных платформ для выпуска моделей на разные рынки. Иран поставляет свои машины во многие страны Африки и Азии: Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Грузию и Туркменистан. Поэтому иранцы следят за развитием ситуации в России и готовятся к новым совместным проектам. Что касается вкусов, у нас много общего: любим седаны и кроссоверы.
Если Tara покажется дорогим, обратите внимание на Runna – этот компактный седан стоит почти в полтора раза дешевле. Правда, внутри он заметно теснее, а снаружи меньше. Зато относительно молод – выпускается с 2011 года и до сих пор производится. Runna — это слегка перелицованный седан Peugeot 206. Что же поделать? Ведь создание машин на других платформах – политика Iran Khodro.

Несмотря на это, иранские производители автомобилей в последнее время проявляют большую активность и всё чаще представляют новые модели. В июле Iran Khodro раскрыл новинку и показал первый кроссовер компании – Rira. Основа автомобиля – платформа IKP1, заимствованная у французов: это шасси серии PF1, на которой сделан Peugeot 2008. Иранцы, правда, предпочитают называть её собственной разработкой. Размеры иранской новинки составляют 4296 х 1768 х 1620 мм при колесной базе 2590 мм. Кстати, эта платформа послужила основой и для седана Tara.

Мода на кроссоверы пришла и в Иран. На выставке в Тегеране компания Iran Khodro представила два новых автомобиля: компактный кроссовер Ray, который является упрощенной версией модели Rira, и субкомпактный паркетник K112, у которого пока нет названия.
Первый автомобиль выполнен в стиле модели Rira. Обе модели объединены в единый проект К125 и встанут на конвейер в следующем году. Вторая машина представляет собой перелицованный Renault Kwid 2015 года выпуска. Ее производят в Индии, Бразилии и Китае. Французы собирались локализовать Kwid в Иране, но из-за санкций забросили проект. Теперь иранцы доводят локализацию самостоятельно.

В Исламской республике, помимо Iran Khodro, действует еще одна автомобильная компания – SAIPA. SAIPA считается народной маркой и производит автомобили, доступные даже по местным стандартам. Такую репутацию, например, завоевала малолитражка SAIPA Pride, которая массово продавалась в Иране последние двадцать пять лет. Автомобиль выпускался с 1993 по 2020 год по лицензии компании Kia (первое поколение «Прайда»), а он в свою очередь представлял собой копию Mazda 121 образца 1987 года.

В основном компания SAIPA выпускает недорогие малолитражки с давней историей, происходящие от корейской Kia. Начиная с 1965 года до 1975-го, SAIPA производила автомобили Citroen по лицензии. С 2009 года в Иране выпускается компактный седан Saipa Tiba, а позднее появилась модификация хэтчбек. Оба автомобиля построены на платформе Kia Pride/Avella, оснащаются 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 80 сил и пятиступенчатой механической коробкой передач. В 2010 году Saipa Tiba была представлена на Московском автосалоне для изучения спроса, но история машины в России так и не продолжилась. Жители бывших союзных республик обратили внимание на «Тибу» — автомобиль экспортировался в Азербайджан и Украину небольшими партиями.

Специфика закрытого пространства, созданная Западом наложенными санкциями, определила собственную стратегию производства Иранского автопрома – аналогии прослеживаются с автомобилестроением в Советской России. Следующая новинка местного автопрома – малолитражка Saina, стартовавшая в 2014 году, внешне сильно напоминает корейские малолитражки середины 2000-х годов, но техническая начинка практически не отличается от Tiba. Да, седан «Сайна» построен на той же платформе, что и Ford Festiva, Mazda 121 и Kia Pride в далекие 80-е годы. Иранцы утверждают о серьезной работе по модернизации конструкции, но по факту она осталась морально устаревшей «тележкой» со стояками McPherson спереди и торсионной балкой сзади. Впрочем, Saina обеспечивает пассажирам минимальный комфорт и безопасность, поскольку оборудован системой ABS, фронтальными подушками безопасности, кондиционером, аудиосистемой и прочим оборудованием. Зато двигатель и коробка остались прежними: 1,5 л (80 сил) и 5 МКП. Правда, автомобиль стоит всего около 550 млн риалов, что по нынешнему курсу всего 730 000 руб. Хотя не факт, что такой ценник на машину будет в России…

Три года назад появился пятидверный хэтчбек Saipa Quick, созданный на базе седана. Внешне «Квик» отличается сбитыми пропорциями, короткими свесами, покатой линией капота и скругленными окнами. На нижних кромках передней и задней части машины имеются серые накладки из некрашеного пластика. Длина автомобиля составляет 4005 мм, ширина – 1678 мм, высота – 1492 мм, а колесная база – 2415 мм. Несмотря на скромные габариты внутри довольно просторно, да и оснащен автомобиль неплохо: мультимедийка с 7-дюймовым сенсорным экраном, электроусилитель руля, кнопка запуска двигателя, камера заднего вида, климат-контроль и прочее. Под капотом Quick все тот же древний бензиновый мотор на 1,5 л (87 л.с., 128 Нм) с 5-ступенчатой механической коробкой передач или «вариатором» CVT. Цена почти такая же как у седана.

Новинка от компании Saipa – Shahin. Седан С-класса, созданный на платформе Toyota начала 1990-х годов, имеет размеры, схожие с «Сайной». В нем установлен более современный 1,5-литровый турбомотор (112 л.с.) и 5-ступенчатая механическая коробка передач. Подвеска не отличается инновационностью – спереди стойки МакФерсона, сзади полузависимая балка. Автомобиль оснащен приличным набором: подушка безопасности для водителя и переднего пассажира, люк в крыше, бесключевой доступ, запуск двигателя кнопкой, камера заднего вида с парктрониками, обогрев зеркал, системы ABS, ESP и контроля давления в шинах. В такой комплектации седан оценивается примерно в 750 000 рублей.

В условиях ухода европейских и американских компаний с рынка и давления санкций Иран рассматривает возможности сотрудничества с Россией. автомобильной сфереПартнерство предполагает обмен технологиями, расширение рынков сбыта и взаимные инвестиции. Первым совместным проектом может стать автомобиль Logan-90, при котором будет осуществляться сборка модернизированного Renault Logan первого поколения, выпускавшегося в Иране с 2007 по 2019 годы.

Модель будет продаваться под маркой Saipa. Производство автомобиля предусматривает импортозамещение. Машина получит вазовские моторы объемом 1,6 и 1,8 литра, но 5-ступенчатую МКП Saipa 5F18 от иранского производителя. Иранские компании готовы экспортировать запчасти, комплектующие и расходники для автомобилей в Россию.