Как работает интеллектуальный ограничитель скорости ISA и для чего он применяется
Европейский союз обязывает автопроизводителей оснащать новые автомобили интеллектуальной системой контроля скорости (ISA), также называемой интеллектуальным ассистентом скорости. В этой статье мы рассмотрим принципы работы системы, ее преимущества и недостатки, а также вопросы, связанные с ее повсеместным внедрением в новые транспортные средства.
Почему это важно
Интеллектуальный помощник скорости ISA («Intelligent Speed Assistance») с лета 2024 года устройство станет обязательным для всех новых автомобилей, продаваемых в Евросоюзе. Хотя система нередко вызывает недовольство водителей, она призвана значительно улучшить соблюдение скоростного режима и, как следствие, повысить безопасность дорожного движения в будущем. Тем не менее, производители автомобилей продолжают дорабатывать процесс интеграции системы, поскольку детали нормативной базы еще не определены окончательно.
Как это работает
Система ISA определяет допустимую скорость, используя данные с камер автомобиля и GPS. Камеры сканируют дорожные знаки, а также сопоставляют текущее положение транспортного средства с навигационными картами. Совместная работа этих технологий призвана исключить ошибочные указания ISA и, соответственно, водителя.
По мнению экспертов, программное обеспечение, отвечающее за распознавание изображений с камер автомобильных систем, может совершать ошибки. Например, оно может не замечать небольшие угловатые дорожные знаки, характерные для европейских стран, которые ограничивают действие скоростного режима определенным временем или протяженностью участка. Также ПО может испытывать трудности, когда разные знаки относятся к разным полосам движения.
Благодаря объединению обработки данных с камер и анализа информации о дорожной карте, система помощи ISA может в реальном времени определять действующие ограничения скорости с достаточной точностью и передавать эту информацию водителю. В случае превышения допустимой скорости, водитель получает звуковой предупреждающий сигнал и визуальное уведомление на дисплее приборной панели.
Какие бывают ассистенты скорости?
Существуют два основных типа интеллектуальных помощников скорости ISA: открытые и закрытые. Открытые системы информируют водителя о превышении скорости, используя акустические, визуальные или тактильные сигналы. Закрытые системы, в свою очередь, активно воздействуют на управление автомобилем, например, увеличивая сопротивление педали акселератора или уменьшая мощность двигателя.
Есть вопросы
Несмотря на все преимущества, у этой электроники есть существенный недостаток: оба типа системы могут быть деактивированы водителем по его усмотрению. Это создает трудности для сторонников обязательной установки системы ISA в новые автомобили, поскольку они стремятся уменьшить превышения скорости и, как следствие, повысить безопасность на дорогах.
В некоторых случаях принудительное отключение системы может оказаться необходимым, например, при обгоне или в экстренных ситуациях. В замкнутых системах достаточно интенсивного нажатия на педаль газа, чтобы превысить установленный предел скорости и предотвратить вмешательство ассистента, что ограничивает возможности водителя при управлении автомобилем. В открытых системах водитель может просто игнорировать или полностью деактивировать предупреждения. Скорость и простота выполнения этой процедуры зависят от производителя конкретного транспортного средства.
Почему это обязательно
Несмотря на существующее противоречие, специалисты прогнозируют, что ISA потенциально способна уменьшить число опасных дорожно-транспортных происшествий на 25%, а также сократить смертность на дорогах на 20%. Помимо этого, в Европейском союзе рассчитывают, что данная технология позволит оптимизировать потребление топлива транспортными средствами и, как следствие, уменьшить выбросы углекислого газа благодаря более плавному и предсказуемому стилю вождения. По мнению экспертов, функционал ISA также имеет ключевое значение для дальнейшего развития технологий автономного вождения, поскольку автомобиль должен будет непрерывно определять допустимую скорость движения без вмешательства водителя.
