Инструменты шофера: комплектации в СССР и сегодня

Инструменты для шофера: комплектации в СССР и сегодня.

Да, раньше, до подписания акта приема-передачи автомобиля в магазине, водителю необходимо было не только внимательно осмотреть машину на наличие дефектов и комплектности декоративных элементов, но и сравнить содержимое сумки с шоферским инструментом по описи. ведь тогда получить качественные ключи было затруднительно, а в комплекте с машиной всегда шла сумка с инструментом хоть и невзрачного вида, но довольно хорошего качества. Что же содержалось в комплекте, позволяя водителю, разбирающемуся в устройстве автомобиля, при необходимости производить не только настройки, но и ремонт? Рассмотрим это на примере инструментальной сумки автомобиля ВАЗ времен СССР, а затем заглянем в багажник современной Lada.

Итак, что же было в инструментальной сумке?

Изображение: img.freepik.com

МАНОМЕТР

В аккуратной упаковке из пластика или кожи устройство позволяло следить за давлением в шинах и при необходимости выпускать воздух через клапан на конце носика, если водитель случайно накачал шины слишком сильно.

НАСОС РУЧНОЙ

Этот атрибут считался инструментом шофера, но сегодня многие его пренебрегают. Сейчас можно подкачать колесо на любой заправке, а бескамерные шины позволяют доехать до шиномонтажа даже с подспущенным колесом. Раньше колеса были с камерами и при проколе спускали практически мгновенно. Как накачать перебортированное колесо без насоса? Водители сильно нервничали, если не находили в инструментальной сумке насос.

ДОМКРАТ

Без него никуда! Правда, не в сумке лежал, но был необходимым. Справедливости ради: и сегодня в органайзере большинства автомобилей он находится. Игнорируют его наличие в наборе штатных инструментов только те производители, у которых автомобили оснащены … завода шинами Run-FlatБез запаски доехать до мастерской можно даже с накачанной лишь наполовину шиной, поэтому смысл её иметь?

ЛОПАТКА ДЛЯ МОНТАЖА ШИН

Её также считали частью инструмента водителя. Назначение состояло в демонтаже/монтаже покрышки на диск вне дорог. Неясно, почему её было только одна, поскольку для работы с колесом минимум две лопатки требовалось. Понимая это, водители всеми силами старались достать вторую монтажную лопаткой, таким образом дополняя инструментарий шофера.

ПЕРЕНОСКА-СВЕТИЛЬНИК

Малая, грушевидная лампа с крючком вместо хвостика, имевшая наворачивающуюся крышку для защиты 21-ваттной лампочки и длинный провод, также входила в комплект штатного инструмента и подключалась к специальной розетке под панелью приборов около педального узла. Посчитать не представляется возможным, сколько водителей ей были обязаны за помощь в устранении неполадок во тьме.

РЕЗИНОВЫЙ ШЛАНГ

В наборе находился резиновый шланг примерно полметра длиной.
Его применяли для накачивания тормозов. Водители тогда умели это делать, так как в автошколах наряду с правилами дорожного движения хорошо обучали технической стороне вопроса.

Изображение: img.freepik.com

КЛЮЧИ РОЖКОВЫЕ

В комплекте шли два рожковых ключа: 11х13 и 19х22. С ними справлялись с большинством гаек и болтов в машине. Хромом не отличались, как современные, но сталь была качественная, поэтому служили долгое время.

КЛЮЧИ НАКИДНЫЕ

Было два вида ключей — 12х13 и 17х19. Предназначены были для работы с болтами и гайками, имеющими большой момент затяжки. Отвернуть шаровую опору, сорвать гайку на рулевой тяге — все это можно было сделать при помощи мощных ключей с хорошей длиной рычага, а главное, полностью обхватывающих шлицы гайки или болта.

КЛЮЧ 12 ДЛЯ ПРОБОК

Шестигранный г-образный ключ служил для откручивания сливной пробки картера. Сейчас водители замены масла доверяют специализированным сервисам. Раньше процедуру выполняли на эстакаде, яме или поддомкратив автомобиль, лежа на земле. Ключ был ценен: потеря его затрудняла приобретение нового в магазине.

ПЛОСКОГУБЦЫ

Без плоскогубцев никуда. Сжимать, удерживать, из покрышки гвоздь выдернуть, а то и открутить что-то — всё это делалось именно ими. Штатные имели ещё и изменяемую ширину зева, что позволяло порой схватиться за нечто большее, чем могли обычные плоскогубцы. Неудобными были только ручки — уж больно короткие, и потому, чтобы удержать что-то, приходилось сильно напрягать кисть.

РУКОЯТКА ПУСКОВАЯ

Многие из молодого поколения узнают о таком инструменте только по фильму «Кавказская пленница». Именно с помощью него Эдик пытается завести автомобиль, ругаясь «днем, когда сел за руль этого пылесоса». А между тем рукоятка пусковая, или «кривой стартер», долгое время входила в комплект инструмента у шоферов почти всех автомобилей. С ее помощью при севшем аккумуляторе можно было попытаться завести машину, вручную проворачивая коленчатый вал.
Удача сопутствовала немногим. Зато при регулировке клапанов «кривой стартер» был просто незаменим.

КОРОБКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

Вместе с сумкой к автомобилям ВАЗ прилагалась инструментальная коробка. В комплект её составлял «инструмент первой помощи», а благодаря небольшим размерам ее можно было разместить в салоне, например, под пассажирским сиденьем.

Изображение: img.freepik.com

В ней находились:

КЛЮЧ 19 КОМБИНИРОВАННЫЙ

Этот ключ с головкой «на 19» и лопаткой использовался в первую очередь для отворачивания колесных гаек. Лопатка другого конца ключа, теоретически, предназначалась для совместной работы с лопаткой из инструментальной сумки при демонтаже покрышки, но работать «ключом комбинированным» таким образом было неудобно. Поэтому основное его предназначение — отворачивание колесных гаек. В народе его называют баллонником.

ОТВЕРТКА КОМБИНИРОВАННАЯ

В машине без отвертки никуда не поедешь. Чтобы не хранить множество разных – под шлиц одну, под крест другую – сделали комбинированную отвертку. У неё с одной стороны жало плоское, с другой – крестом. Чтобы поменять сторону, нужно было лишь вынуть жало из ручки и вставить обратно другим концом. Просто и гениально.

КЛЮЧ ДЛЯ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Название ключа понятно само по себе: им выкручивали свечи из головки блока цилиндров как для замены, так и для чистки или регулировки. В прошлом процедуру приходилось проводить часто, поэтому свечной ключ был особенно ценен для каждого автомобилиста.

ПРОШИВКА 8х150

За запутанным названием скрывается обычный бородок, который ещё называют вороток. С помощью него и молотка можно было «раскачать» ржавый направляющий палец тормозных колодок в суппорте. Главное назначение этого стержня — функция воротка свечного ключа. Его вставляли в соответствующее отверстие на ключе, чтобы приложить усилие для выворачивания или завинчивания свечей. Также прошивка использовалась на трубчатом ключе 8х10.

КЛЮЧ ТРУБЧАТЫЙ 8х10

Инструмент предназначался для отворачивания гаек крышки клапанов и других крепежных элементов соответствующих размеров. Было особенно удобно применять его там, где не могли пролезть обычные рожковые или накидные ключи. В качестве примера можно привести откручивание креплений задних фонарей автомобиля ВАЗ-2104.

КЛЮЧИ РОЖКОВЫЕ 8х10 И 13х17

Инструментальная коробка первой помощи содержала ключи популярных размеров, что позволяло быстро подкручивать или демонтировать детали без необходимости доставать основную сумку с инструментами. Ключ «на 13», например, часто использовался при необходимости изменить зажигание в случае заправки некачественным топливом для предотвращения детонации двигателя. Для этого достаточно было ослабить гайку крепления трамблера к блоку и повернуть его на несколько градусов по часовой стрелке.

ЩУПЫ ДЛЯ ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ

Простой рожковый ключик, оснащенный проволочкой и плоским щупом, использовался для регулировки свечей зажигания и распределителя зажигания. Проволочкой измерялось расстояние между боковым и центральным электродами свечи, а щупом выставлялся угол закрытия контактов прерывателя. Ключ также помогал раздвигать прилипшие контакты на свечах.

Знающий устройство автомобиля водитель с таким набором инструментов был способен выполнить большинство ремонтных работ. Необычно, что в комплекте отсутствовал штатный молоток, но возможно тогда разработчики полагали, что для ремонта отечественных машин его не требуется.

ЧТО КЛАДУТ В БАГАЖНИК СОВРЕМЕННЫХ LADA?

Чтобы узнать ответ, нужно открыть крышку ниши запасного колеса в багажном отделении. В пенопластовом органайзере у углубления для запасного колеса Lada Vesta лежат только буксировочный рым (ввинчиваемый), баллонный ключ и пластиковый винтовой домкрат.

Изображение: img.freepik.com

Список небольшой. Хорошо это или плохо? Конечно, хоть какой-нибудь набор инструментов хотелось бы иметь, но, видимо, на ВАЗе полагают, что техника стала настолько технологичной и надежной, что в инструменте нет нужды, а все работы следует проводить только на специализированном сервисе. Возможно, так оно и есть, только не все согласны с таким мнением, поэтому после покупки нового автомобиля большинство покупают инструмент самостоятельно.