Иномарки сдают позиции: китайские автомобили оказались популярнее среди самих китайцев
Иностранные автомобильные бренды «сдали» автомобильный рынок Китая: доля иномарок на рынке КНР упала до рекордно низкого уровня, а китайские покупатели всё чаще отдают предпочтение автомобилям местных брендов — зачастую, именно «электричкам», а не машинам на ископаемом топливе. Чем объясняется такая тенденция, насколько тяжёлое положение у зарубежных автокомпаний прямо сейчас в Китае, и что ждёт иностранные бренды в этой азиатской стране в ближайшие годы, — рассказываем в новом материале.
По данным Ассоциации легковых автомобилей Китая (China Passenger Car Association), по состоянию на конец июля доля иностранных автоконцернов на китайском автомобильном рынке составила 33%. Обращаем внимание: ещё в июле 2022 года продажи иностранных концернов в Китае составляли больше половины — 53% (!)
Однако, как выясняется, лишь за последние 2 года китайские автопроизводители показали существенный рост продаж, сравнявшись по доле рынка с иностранцами уже в конце 2022 года. При этом продажи зарубежных автокомпаний в Поднебесной перманентно снижаются. Например, только у «Фольксвагена» за II квартал текущего года продажи в Китае упали сразу на 19%, у BMW — на 4%, у General Motors — на все 29%, а у Toyota — на 20%.
Идём далее. Отматываем примерно на год назад. В октябре прошлого года японская Mitsubishi объявила о прекращении производства машин для рынка КНР на своём совместном предприятии (СП) — решение было принято после нескольких лет продолжительного падения продаж.
Аналогично, Nissan в двадцатых числах июня текущего года остановил производство на своём заводе в Чанчжоу (совместное предприятие с Dongfeng), где выпускали и настоящий бестселлер японской марки — Nissan Qashqai, а производственная мощность предприятия достигала 130 000 автомобилей в год.
О существенных сокращениях объёмов производства в Китае из-за убыточности производства (и увольнениях сотрудников!) за последнее время также сообщают Ford, Hyundai, Honda, и список пострадавших иностранных автопроизводителей расширяется.
Но ведь здесь каких-то серьёзных неожиданностей нет: если продажи китайских машин растут в самом Евросоюзе, то, наверное, неудивительно, что и в самом Китае (так сказать, у себя «дома») они увеличиваются ещё быстрее!
Любопытным в этой связи является замечание экспертов по поводу так называемых «поколенческих причин», которые отчасти объясняют такую тревожную для зарубежных автокомпаний тенденцию на китайском рынке.
К примеру, управляющий директор авторитетной консалтинговой фирмы Sino Auto Insights Ту Ли говорит следующее:
— Ещё в 1990–2000-х годах многие китайские потребители покупали иностранные машины, не доверяя местным брендам. Но сейчас выросло новое поколение, которое уже привыкло покупать вещи, скажем, на Alibaba и JD.com, общаться в WeChat и тому подобное. Поэтому вполне естественно, что для представителей этого поколения приобретение товаров, в том числе, конечно же, автомобилей от китайских брендов уже не вызывает негативной коннотации, которая была у их родителей.
И, разумеется, это распространяется сейчас не только на автомобили, но и на другую китайскую продукцию [но нас прямо сейчас интересует именно автопром].
Кроме усиливающейся конкуренции со стороны продукции китайских автобрендов эксперты отрасли, конечно же, упоминают и мощную господдержку китайской автомобильной промышленности — субсидии, главным образом в сегмент электромобилей, действительно, что называется, «поднимают китайский автопром с колен» и эффективно стимулируют спрос на «автомобили на новых источниках энергии».
Явные и неявные, эти меры государственной поддержки уже заставили компетентные органы Евросоюза ввести дополнительные импортные пошлины на китайские электромобили — очень рискованный шаг, который приведёт пока не ясно к каким последствиям не только для автомобильной отрасли, но и для экономики в целом, и, вероятно, для политики.
Так что, китайцы давят за рубежом и одновременно давят у себя на домашнем рынке — даже японцы не выдерживают! Одним словом, «жесть».