Имя в автомобилестроении: Николай Ромео — от оружия к спортивным автомобилям

В мире автомобилей: путь Николая Ромео от успеха в оружейной отрасли до краха в спортивных автомобилях.

Никола Ромео появился на свет 28 апреля 1876 года в итальянской коммуне Сант-Антимо. Прежде чем имя его стало неразрывно связано с автомобилями, Ромео получил диплом инженера в учебном заведении, которое ныне носит имя Фридриха II и находится в Неаполе. Он проработал несколько лет в Бельгии, получив второе образование по специальности «инженер электрического оборудования» со степенью бакалавра. В 1911 году в Италии основал компанию Ing. Nicola Romeo e Co.

Изображение: img.freepik.com

Предприятие производило оборудование и комплектующие для добычи полезных ископаемых. Деятельность велась успешно, к 1915 году у Ромео появилось значительное состояние. илАвтомобильная компания A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili), основанная в 1909 году в Милане, к моменту сделки сталкивалась с трудностями в производстве автомобилей из-за Первой мировой войны.

Изображение: img.freepik.com

Опыт и предпринимательский талант Никола Ромео подсказали ему выход из положения: он перенаправил предприятия A.L.F.A. на производство вооружений для итальянской и союзнической армий. Вместо автомобилей заводы Ромео до конца войны выпускали военное оборудование, двигатели для самолетов и другие компоненты.

Изображение: img.freepik.com

Не случайно говорят, что одни гибнут на войне, а другие зарабатывают. В 1918 году Ромео становится единственным хозяином компании A.L.F.A. и покупает локомотивные и железнодорожные заводы в Саронно, Риме и Неаполе на деньги от продажи военного оборудования.

Через год после начала производства Ромео возобновляет сборку автомобилей на старых заводах A.L.F.A., а в 1920 году переименовывает компанию в Alfa Romeo. В том же году Alfa Romeo Torpedo 40-60 HP побеждает в гонке на автодроме Муджелло под управлением гонщика Джузеппе Кампари, а чуть позже завоевывает серебро в гонке Targa Florio с пилотом Энцо Феррари.

Изображение: img.freepik.com

Энцо Феррари на Alfa Romeo 40-60 HP гонялся на Targa Florio в 1920 году.

Изображение: img.freepik.com

Энцо Феррари выступает на Alfa Romeo Torpedo 40-60 HP и занимает второе место в гонке Targa Florio.

С этого момента автомобили Alfa Romeo активно участвуют в гонках и получают хорошую репутацию среди гонщиков-любителей, или, как тогда было принято их называть, джентльмен-драйверов. Сам Никола Ромео почти не участвовал в достижениях «Альфы». Заслугами и репутацией в автоспорте Alfa Romeo обязана прежде всего главному инженеру Джузеппе Мерози, Энцо Феррари, который прошел в компании путь от тест-пилота до руководителя спортивного подразделения, и Витторио Яно, который сменил Мерози на посту главного инженера в 1923 году, поддавшись уговорам Энцо.

Изображение: img.freepik.com

Никола Ромео посередине, Энцо Феррари справа.

После спортивного автомобиля P2 Grand Prix, одержавшего победу на Гран-при 1925 года, и серии 4-, 6- и 8-цилиндровых мощных и надежных двигателей для дорожных автомобилей в 1928 году всё изменилось. Завершились оборонные контракты, и Никола Ромео довел компанию Alfa Romeo до грани разорения. В 1933 году правительство возродило её, а автомобили марки стали инструментом Муссолини, но это уже другая история.

Никола Ромео переехал в другой регион страны для работы над авиационными двигателями. Отец семеро детей помимо основного дела активно занимался благотворительностью. Умер Ромео 15 августа 1938 года в собственном доме в Магрельо, у озера Комо. Ему было 62 года. Лишь через 70 лет в Неаполе ему назвали одну из улиц — Via Nicola Romeo.