Идеи концепта ВАЗ-2116 «Силуэт» и серийные «Жигули»
Этот автомобиль из серии концептов АвтоВАЗа так и остался прототипом. Некоторые задумки разработчиков позже нашли применение в других моделях марки «Лада».
История «Силуэта»
В начале нулевых годов на АвтоВАЗе родилась идея дополнить модельный ряд автомобилем гольф-класса. В 2004 году в Москве на автосалоне тольяттинцы представили концепт-кар ВАЗ-2116 «Силуэт». Машина, созданная на новой платформе, претендовала на место среди конкурентов «Форду Фокусу» и должна была появиться в серийном производстве к 2010 году. Однако заводские представители уточняли, что выставочный прототип следует воспринимать как один из этапов творческого поиска, а не окончательный вариант.
Концепт-кар 2004 года
В 2005 году при смене руководства АвтоВАЗа произошла смена приоритетов: сначала компания решила заняться разработкой технологии, платформы и силовой структуры кузова, а потом — дизайном. Это привело к презентации на Московском автосалоне 2006 года неказистого, но ходового образца с индексом 2116 и названием «Проект С» на номерном знаке. Серия машин (их было несколько) предназначалась для краш-тестов, что было видно по наклейкам на кузове.
Концепт-кар 2006 года
Истинные испытания прошли весьма успешно (лобовой удар — 12 баллов из 16, боковой — 14,3 из 16 даже без боковых подушек безопасности), и обещали минимум четыре звезды из пяти по рейтингу EuroNCAP.
В проекте предполагалась разработка семейства автомобилей на платформе В/С: седана 2116, универсала 2117, хэтчбека 2118. Планировались также кроссовер, минивэн и более компактные модели.
Через год появился новый концепт серии 100А с улучшенным, но без особых изысков, внешним и внутренним обликом.
Концепт-кар 2007 года
Новые идеи
Модель 2116 отличалась нетипичными для «Лады» тех лет решениями. Например, передняя подвеска, придерживаясь схемы «Мак-Ферсон», использовала вместо двух тяг единый L-образный рычаг, крепившийся к подрамнику. К подрамнику также присоединена рулевая рейка. Благодаря этому конструкция обещал улучшить виброакустический комфорт и управляемость. Автомобиль проектировали так, чтобы потребительские качества соответствовали западным аналогам, а цена не превышала 13-15 тысяч долларов.
Передняя подвеска
Было решено, что задняя подвеска должна быть независимой с возможностью полного привода с вискомуфтой. В некоторых других элементах конструкции решили сэкономить: петли багажника занимают меньше места, но стоят дешевле, в рулевом управлении гидроусилитель – он информативнее электроусилителя на рулевой колонке и дешевле интегрированного варианта.
Для «Проекта С» создали новый двигатель объёмом 1,8 литра.
Его отличает облегченная шатунно-поршневая группа, изменённые каналы охлаждающей жидкости и опциональный фазовращатель. Модель без фазовращателя (21176) выдавала 116 лошадиных сил, а с ним (21177) — уже 122. Увеличение рабочего объёма произошло за счёт роста хода поршня до 84 мм, диаметр цилиндров остался прежним.
Интерьер прототипа «Проект С»
Трансмиссия 2116 разрабатывалась специально для этой модели, это целое семейство коробок передач с двумя вариантами передаточных чисел, тремя главными парами и возможностью отбора мощности на задние колеса. Переключение осуществляется тросом, находящимся в верхней части агрегата за пределами масляной ванны, что защищает механизм от замерзания в российских условиях.
Кузов обладал высоким уровнем безопасности и отличной сопротивляемостью скручиванию: жёсткость достигла 21500 Н·м/град, что соответствовало уровню зарубежных аналогов того времени. При приложении момента 4000 Н·м к точкам крепления подвески кузов «Проекта С» в сборе со стёклами скручивался на 33% меньше, чем у «Фокуса».
Прототип с новым дизайном обнаружен на улицах Тольятти.
Конец проекта?
В целом у машины всё шло хорошо (смогли изготовить несколько комплектных образцов хэтчбеков и пару кузовов универсалов), хотя точные сроки начала производства не объявляли. В 2009 году по настоянию пришедшего на завод альянса «Рено-Ниссан» работы прекратили.
Прототип хэтчбека ВАЗ-2118
Наследство «Силуэта»
Что сохранилось от этой машины для потомков, попавших на конвейер?
Разработки по коробке передач оказались первыми востребованными. Производство шестерёнок занимает до 80% расходов, поэтому совершенно новая трансмиссия 2116 так и не была выпущена. В производство пошла серия коробок передач с использованием старого набора шестерён, но новым корпусом и тросовым приводом механизма переключения.
Избирательность работы рычага трансмиссии и её характеристики заметно улучшились по сравнению с предыдущим поколением, кроме того, исчезли неприятные вибрации. Сначала в 2012 году агрегат ВАЗ-2181 получили «Калина» первого поколения и «Гранта», а в 2016 году доработанный вариант под индексом 21807 установили на «Весту».
Модель «Лада Веста», впервые показанная как концепт в 2014 году, тесно связана с моделью «Силуэт».
При переходе к подвеске стоит отметить, что руководство не планирует изготавливать модели гольф-класса. Ограничившись компактными моделями, задняя независимая двухрычажная подвеска не понадобилась. Однако удачная конструкция передней подвески с L-образными рычагами на подрамнике оказалась полезна для «Лада Весты».
Двигателю повезло: в производство пошел усовершенствованный вариант с фазовращателем, получивший индекс ВАЗ-21179. Попробовать его стало возможно с началом продаж «Лады XRAY» в 2016 году, а затем и «Весты».
Лучше не слишком печалиться о «Проекте С», ведь хотя мы его не увидим, узлы, агрегаты и решения пригодились в других моделях. Так что работа по нему не прошла даром. Оставшийся силуэт, как предвещала первая машина…