Hyundai i30 N: стоит ли двух миллионов рублей за спортивный хэтчбек?

К сожалению, на российском рынке больше нет спортивных хэтчбеков. Высокая цена автомобилей, дороговизна трек-дней и отсутствие безопасных мест для вождения обрекли этот тип машин, созданный инженерами, а не маркетологами, на вымирание. Но корейский Hyundai потряс рынок, представив нам первый в истории марки заряженный хэтчбек i30 N. Что это за автомобиль и стоит ли он своих двух с лишним миллионов?
Вопрос выбора
У BMW подразделение M, у Mercedes — AMG, у Audi — RS, а у Hyundai — N.
Спортивный отдел первоначально назвали в честь домашнего испытательного полигона Намьянг. Позже буква стала символом гоночного трека Нюрбургринга в Германии, где появился европейский технический центр компании. Сам производитель утверждает, что N значит «рожденный в Намьяне и отточенный, как корейский меч, на Нюрбургринге». Сейчас ее также трактуют как изображение связки поворотов на гоночной трассе.

Альберт Бирман, ранее возглавлявший подразделение BMW M, руководит Hyundai N. Под его руководством был создан горячий хэтчбек, представленный летом 2017 года. В Россию автомобиль добрался только в мае текущего года. Некоторым блогерам модель уже прозвали «турбо Солярисом». С такой оценкой сложно согласиться, ведь над автомобилем серьёзно поработали — он станет прямым конкурентом моделям Volkswagen Golf GTI, Renault Megane RS и Honda Civic Type R.
В России Hyundai i30 N не имеет прямых соперников. BMW M140i (340 л. с., от 2,8 млн рублей), Mercedes-Benz A 220 (190 л. с., от 2,6 млн рублей) или Kia ProCeed GT (200 л. с., 2 млн рублей) могут быть альтернативами корейской модели.

Что под капотом?
Hyundai i30 N представлен в России двумя вариантами: Sport (249 л. с., 2 200 000 рублей) и Ultimate (275 л. с., 2 350 000 рублей). Оба оснащены двухлитровым турбированным двигателем с разной степенью форсировки. Коробка передач — шестиступенчатая механика, привод — передний. Крутящий момент одинаковый у всех версий: 353 Н·м при 1450–4700 об/мин, но функцией Overboost можно кратковременно увеличить его до 378 Н·м. Система временно ускоряет вращение турбины, создавая избыточное давление во впускном коллекторе. Хэтчбек весом 1504 кг с двигателем мощностью 275 л. с. разгоняется до сотни за 6,1 секунды, версия с мотором 249 л. с. — за 6,4 секунды.

Двигатель получил название Theta II 2.0T-GDI PP. Его можно встретить под капотами таких автомобилей, как Kia Optima GT (245 л. с.), Kia Stinger (247 л. с.), Genesis G70 (247 л. с.). Блок цилиндров и головка блока выполнены из алюминия. Конструкция двигателя достаточно сложная. Блок очень напоминает блок мотора Mitsubishi Evolution X 4B11T, но два двигателя не идентичны; 4B11T представляет собой полузакрытый тип с более широкими каналами для масла и охлаждающей жидкости, а Theta — открытый тип.
Двигатель Theta II 2.0T-GDI PP оснащен системой изменения фаз газораспределения (приводы установлены на обоих распределительных валах), прямым впрыском топлива и изменяемой геометрией впускного коллектора. Турбина типа «твинскролл» с давлением на 1,2 бара помогает минимизировать провалы тяги на низких оборотах. «Улитка» с изменяемой геометрией представляет собой конструкцию, где две турбины объединены в одной: по мере изменения оборотов вращаются специальные лопатки, что влияет на форму сопла. В результате получается «супертурбина», работающая практически во всем диапазоне оборотов, где пиковые значения крутящего момента достигаются с 1500-1800 об/мин. Первые турбины с изменяемой геометрией были установлены на дизельных двигателях, так как температура газов в них значительно ниже. Из бензиновых автомобилей первую такую турбину применил Porsche 911 Turbo.
Осторожно, он стреляет
Конечно, в «Солярис» тоже можно установить турбину и получить схожие показатели динамики. Но в этом случае двигатель и трансмиссия долго не прослужат, а в повторах придется надеяться на лучшее, потому что конструкция автомобиля не рассчитана на перегрузки. Hyundai i30 N соответствует возможностям мотора. В его арсенале есть электронно-управляемая подвеска: многорычажная с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости — сзади; McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости — спереди. Для любителей «позажигать» i30N предлагает систему Launch Control и полностью отключаемую систему стабилизации. В случае ошибки удержать машину на дороге поможет дифференциал повышенного трения с электронным управлением (E‑LSD), который буквально засасывает авто во внутрь поворота. Управлять всеми электронными помощниками можно с помощью пяти режимов вождения: Eco, Normal, Sport, N и N Custom.

В режиме Eco автомобиль реагирует на каждую неровность, поэтому переключение в режим N не рекомендуется даже на относительно ровных дорогах Москвы. В этом режиме управление становится слишком чувствительным, отклик газа острым, а расход топлива существенно возрастает. На треке же режим N раскрывает потенциал хэтчбека. Чёткая передача информации о дороге через руль позволяет с удовольствием проходить повороты на высокой скорости.

Ultimate с 275 силами будет быстрее и веселее на трассе. У неё 19-дюймовые диски с шинами Pirelli P Zero вместо 18-дюймовых дисков с покрышками Michelin у версии Sport, задние дисковые тормоза вентилируемые и увеличены до 314 мм (против 300), а передние — до 345 мм (против 330). Ultimate также получила выпускную систему с активной заслонкой. При нажатии педали газа в пол и резком отпускании она начинает стрелять очередями, расстреливая тех, кто едет сзади, как на скорости, так и в пробке. Это можно использовать для забавы, но окружающие будут вас ненавидеть. Тем не менее, за рулем Hyundai i30 N вы станете самым счастливым человеком на Земле.
Волк в овечьей шкуре
Hyundai i30 N снаружи кажется обычным хэтчбеком. Однако дизайн не внушает впечатления бюджетного корейского автомобиля.
Припарковавшись возле BMW E60, заметил, что рядом с крутым немцем корейский автомобиль выглядит лучше и «свежее». Возможно, это дело вкуса. Но гоночный силуэт и мелкие детали, например красная полоса на сплиттере и диффузоре, глянцевая решетка радиатора с буквой N, расширители колесных арок, спойлер и треугольник дополнительного стоп-сигнала создают образ, из-за которого каждый раз оборачиваешься на машину перед тем, как зайти домой.

Серо и вычурно
Салон выполнен в темных тонах, выглядит скромно, но со вкусом. Все органы управления на своих местах, пластик мягкий и приятный на ощупь. Сидения требуют привыкания. На трассе боковая поддержка удержит водителя, но в городе от нее нет толку. С такими сиденьями рискованно отправиться в дальнее путешествие. Через пять часов спина устанет из-за положения «пилот Формулы-1». Однако есть и обратная сторона — в пробке можно откинуть спинку, и гоночное кресло примет удобную форму для спины, напоминающую мягкий домашний диванчик.

В списке «излишеств» есть подогрев сидений и руля, мультимедийная система с восьмидюймовым сенсорным экраном, поддержка Apple Car Play и Android Auto, навигация, парктроник, камера заднего вида и беспроводная зарядка для смартфонов.
Мультимедиа позволяет вывести сведения о выбранном режиме, мощности, крутящем моменте, турбонаддуве, перегрузке, времени круга и таймере ускорения. Графика четкая и приятная для глаз. Камера заднего вида неэффективна ночью при распознавании препятствий, представляющих опасность для бампера.

В детстве оценить крутизну машины можно было только по показаниям максимальной скорости на спидометре. В этом отношении Hyundai i30 N сможет покорить множество детских сердец, ведь его спидометр разбит до 300 км/ч.
Встретившись с поворотами, я погрузился в их прохождение и не заметил, как вышел за пределы допустимого диапазона оборотов. Сразу после этого раздался предупреждающий сигнал, а на панели приборов появилось сообщение: «Следите за оборотами двигателя!». Управлять мотором можно не только по тахометру – наверху панели приборов есть световые индикаторы, которые легко просматриваются боковым зрением.

Функция согласования оборотов присутствует во всех версиях. Она автоматически повышает обороты двигателя при переключении с повышенной на пониженную передачу. Система синхронизирует частоту вращения двигателя с частотой вращения входного вала для последующей передачи в процессе переключения, что снижает износ и увеличивает срок службы.
Инженерам Hyundai стоит отметить отдельно: в отличие от многих соперников, сохранили механический ручной тормоз — важный элемент заряженного хэтчбека. Создатели N-версии также установили дополнительную распорку жесткости в багажном отделении, пожертвовав частью его объема.

Стоимость владения
За удовольствие приходится платить немало. Например, транспортный налог на машину Ultimate составит 41 500 рублей в год. Каждый диск диаметром 19 дюймов стоит 35 тысяч рублей, комплект обойдется в 140 тысяч рублей. Плюс — около 50 тысяч рублей за шины. Итого, почти 200 тысяч рублей за комплект колес.

Перед переключением машины в боевой режим кнопкой N на руле, спросите себя, готовы ли вы покрыть расходы владельца ближайшей заправки. Для этого требуется заливать бензин с октановым числом 95 и выше. За неделю тестов автомобиль потратил бензина на 12 тысяч рублей.

Hyundai i30 N — отличный выбор для любителей езды по городу, если вы согласны с указанными цифрами. Однако приобрести его можно только у определенных дилеров в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Сочи.