Honda возвращается в Россию с новыми моделями и заводской гарантией.

Мы привыкли к тому, что японские автопроизводители покинули российский рынок или приостановили поставки машин, оставляя лишь работающие сервисные центры дилеров. Поэтому объявление о возобновлении продаж автомобилей Honda в России стало неожиданностью.
Honda объявила о скором уходе из России задолго до начала СВО: японцы планировали полностью прекратить поставки новых автомобилей к 2022 году, сохранив сервисную поддержку дилеров и клиентов. Но фактически поток новых «Хонд» прекратился раньше. Были лишь единичные случаи привоза машин под заказ самими дилерами. И те сошли на нет после того, как Япония ввела запрет на поставки в Россию новых машин дороже 50 000 долларов и запчастей к ним. И вот неожиданно я получаю приглашение на открытие нового автосалона Honda в Питере! Как, что, откуда?!

Питерский холдинг «Звезда Невы», прежде специализировавшийся на марке с трехлучевой звездой, после ухода Mercedes-Benz из России обратился к компании «Мотор Плейс» с предложением стать дилером Honda. Руководство компании посчитало, что машины японского бренда более близки по менталитету тем, кто раньше покупал у них «Мерседесы», чем китайские марки.

Компания «Мотор Плейс» прямо связана с Honda. Это субдистрибьютор «Хонда Мотор Рус», и обе компании зарегистрированы по одному адресу. Сейчас «Мотор Плейс» отвечает за ввоз, продажи и сервисное обслуживание автомобилей Honda в России. Интересно то, что модельный ряд Honda сейчас в России шире, чем был два года назад.

Теперь покупатели могут выбирать из восьми моделей Honda: Civic, Accord, Odyssey, Vezel, ZR-V, UR-V, а также двух поколений CR-V. Все автомобили поступают из Китая, являющегося для Honda сейчас лидирующим рынком в мире. Глобальные поставки автомобилей Honda из Поднебесной осуществляются давно: ранее к нам завозили Jazz китайской сборки.

Цены высоки, но Honda в России всегда была недешевой маркой. Civic за 4 миллиона рублей или Accord за 5 миллионов заинтересуют небольшое число покупателей, но кроссоверы привлекательнее. Vezel и ZR-V можно приобрести за 3,6–4 миллиона рублей, в зависимости от комплектации. Honda CR-V 5 поколения хорошо знакома россиянам и стоит 4,3–4,8 миллиона рублей, а новая модель 6 поколения – 5,4–6,3 миллиона рублей. К концу лета в Россию может вернуться Honda Jazz, а осенью ожидается электрическая модель, хотя окончательное решение еще не принято.



Речь идет не о сером импорте, которым занимались некоторые российские автохолдинги, закупавшие сотни новых автомобилей Mazda, Toyota, VW и Skoda в Китае, а затем продававшие их в России под видом б/у с условной гарантией от дилера или платной «страховкой» от поломок. В случае с Honda поставки осуществляются не через дилера, а через субдистрибьютора. Сейчас этим занимается компания «Мотор Плейс», а не «Хонда Мотор Рус». Это для покупателя роли не играет. Единственное отличие в том, что раньше на машины получали ОТТС, а теперь его заменяет СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), получить которое гораздо проще и дешевле. На российском сайте Honda такие автомобили представлены в разделе Approved, который создавался под машины с пробегом, но клиентам их продают как новые. Это важно, так как покупатель попадает под закон о защите прав потребителя и в случае задержки с ремонтом более чем на 45 дней владелец может вернуть машину дилеру и получить уплаченные за нее деньги (плюс неустойка) назад.

Дилер берет определенный риск, но субдистрибьютор гарантирует отсутствие проблем. Все машины снабжены заводской гарантией 3 года или 100 000 км пробега, а также полным сервисным обслуживанием, включая поставки запчастей с центрального склада России. Речь идет не только о расходниках, но и кузовных деталях. Не самые востребованные запчасти привезут самолетом из Китая в срок до двух недель. Дилеры обеспечены фирменным сервисным оборудованием, подключенным к глобальной сети Honda – все как раньше. Даже прописать новый ключ зажигания здесь не составит труда, хотя владельцу Mercedes-Benz это сделать в России невозможно.

Такой быстрый возврат продаж и выпуск широкой линейки моделей имеет свои нюансы. Машины не готовили специально для России, и все, что делает дилер помимо стандартной «предпродажки», – это наклеивает предупредительные надписи на русском языке. Вместо привычных Apple CarPlay с Android Auto здесь стоит китайский аналог Baidu CarLife, но его можно исправить установкой специального электронного блока у дилера. При этом частично решается и проблема с отсутствием русификации медиацентра – навигация и другие приложения, запущенные с мобильного телефона, будут на русском языке. Представитель дилерского центра говорит, что полностью перевести меню медиацентров и приборных панелей обещают позднее. Honda CR-V 5-го поколения этой проблемы лишена, так как она изначально выпускается в спецификации для России.

Продажи пока скромны: питерский дилер рассчитывает продавать по двадцать машин ежемесячно. Если «Мотор Плейс» запустит программу субсидируемых кредитов, продажи вырастут. И всё же это уже неплохо: в условиях господства китайских марок возможность приобрести новый японский автомобиль с официальной гарантией для россиян — как глоток свежего воздуха. Возможно, примером Honda вдохновятся и другие автопроизводители из стран, которые не покинули Россию и продолжают обслуживание клиентов, но новые машины не завозят. Понятно, что за бренд придется переплатить, но это лучше, чем выбирать между отечественным и китайским автомобилем.
Что еще почитать:
Продажи автомобилей марки Honda возобновились в России.
На заводе посмотрел собственноручно, как производят китайские автомобили «Лада».