Haval H9 покоряет БАМ: испытание китайского внедорожника на российском бездорожье

В 1974 году, одновременно с выходом на экраны фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление № 561, касающееся строительства Байкало-Амурской магистрали. Спустя пятьдесят лет мы преодолели более 2000 километров по технологической дороге БАМа, двигаясь от Красноярска до Иркутска на новом поколении китайского внедорожника Haval H9.

Изображение: img.freepik.com

На стоянке дилерского центра Haval на нас ожидали три новых H9: два автомобиля оснащены бензиновыми двигателями, а один – дизельным. Рубленый дизайн смягчается доброжелательным видом круглых фар. Принимая во внимание размеры и дорожный просвет внедорожника, фиксированная подножка и массивная ручка на передней стойке – это не излишество, а удобный способ попасть в салон, не испачкав брюки. Передние кресла, отделанные экокожей и оснащенные электрорегулировками с памятью на три положения, произвели очень хорошее впечатление. Диапазон механической регулировки вылета рулевой колонки поначалу показался ограниченным, хотя наклон руля оптимальный: обод не загораживает приборную панель, и все показания остаются в поле зрения.

Изображение: img.freepik.com
Интерьер салона отличается лаконичным дизайном, который соответствует внешнему облику автомобиля.

Внешняя обзорность также на хорошем уровне. Благодаря большой площади остекления и почти квадратным зеркалам, водитель уверенно оценивает дорожную обстановку. Обзорность назад несколько ограничена из-за конструкции: трехрядный салон и небольшое заднее стекло, частично скрытое рундуком на пятой двери, выполненным в стиле кофра запаски. Салонное зеркало становится инструментом для визуальной связи с пассажирами, а для контроля ситуации позади автомобиля в сложных условиях используется камера, расположенная на кофре. В обычных условиях эта камера эффективно очищается форсункой омывателя. Но мы-то собрались ехать в царство самосвалов на дублере БАМа!

Изображение: img.freepik.com

Первые 400 километров до Тайшета мы преодолеваем по трассе «Сибирь». Пока дорога покрыта качественным асфальтом, есть возможность обустроиться в салоне. Большой центральный дисплей показывает параметры автомобиля, начиная от настроек климат-контроля и заканчивая режимами работы трансмиссии. Функции подогрева и вентиляции удобно продублированы крупными кнопками под экраном. Там же, в центре, находится кнопка аварийного включения света. Подключение телефона прошло успешно с первой попытки, однако Apple CarPlay и Android Auto найти не удалось, их планируют добавить после обновления программного обеспечения.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com
Информационный дисплей приборной панели имеет диагональ 10,2 дюйма и позволяет настраивать отображаемые данные.

Изображение: img.freepik.com

Крупный рычаг автоматической коробки передач, визуально напоминающий штурвал управления двигателем самолета, стал заметной особенностью центрального тоннеля. Кнопки, расположенные по обе стороны от него, контролируют работу трансмиссии. В экстремальных ситуациях можно зафиксировать задний, центральный и передний дифференциалы, а также активировать режим пониженной передачи с передаточным числом 2,64. Управление режимами работы системы полного привода осуществляется отдельным переключателем: три положения предназначены для движения по дорогам («Эко», «Стандарт», «Спорт»), а еще три – для бездорожья («Снег», «Грязь», «Песок»). Шоссейные режимы подходят для эксплуатации на дорогах с разным типом покрытия. В режиме «Эко» привод на переднюю ось отключается, а «Спорт» повысит чувствительность педали газа и будет поддерживать более высокие обороты двигателя на каждой передаче.

Изображение: img.freepik.com
Передние сиденья оснащены электрорегулировками, функцией массажа и вентиляции.

Изображение: img.freepik.com
Второй ряд оснащен регулировкой угла наклона спинки и климат-контролем.

Будь то асфальт, заснеженный участок или каменистая дорога, электроника в режиме «Стандарт» подстраивает трансмиссию под дорожные условия. Первоначально крутящий момент передается на заднюю ось, но при необходимости он перераспределяется на передние колеса посредством муфты BorgWarner. Режим off-road выделен отдельной иконкой в мультимедийной системе, которая открывает экран с визуализацией трансмиссии автомобиля. В зависимости от выбранного внедорожного режима или активированных блокировок отображается информация о том, какие дифференциалы заблокированы, а какие работают со свободным вращением. Также предоставляются данные об угле поворота передних колес, давлении в шинах, показателях крена и уклона, компасе и альтиметре. Подобный режим доступен и на приборной панели.

Изображение: img.freepik.com
Мультимедийная система оснащена 14,6-дюймовым жидкокристаллическим дисплеем и физическими кнопками управления климат-контролем.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Наше путешествие по автомобильному дублеру БАМа стартует в Тайшете. Здесь грейдеры разного качества и ширины чередуются с участками свежего асфальта. Двухлитровый бензиновый турбомотор, выдающий 218 л. с. и работающий в паре с 8-ступенчатым гидромеханическим автоматом, обеспечивает уверенный разгон. Небольшие значения разгона до сотни компенсируются удобством контроля тяги. Несколько раз пытался понижать передачу перед обгоном с помощью подрулевых лепестков, опасаясь задержек, но быстро отказался от этой идеи — задержки в ускорении незначительны даже в режиме «Стандарт». Не хватает некоторой информации о работе двигателя и коробки передач: на приборной панели отображается только «D» без указания текущей передачи, а тахометра нет. Иногда возникает желание знать, на что можно рассчитывать при обгоне на трассе. Ни ощутимых толчков от автоматической коробки передач, ни повышенного шума двигателя в салоне не наблюдается. Шумоизоляция выполнена на высоком уровне как на асфальте, так и на грунтовых дорогах. Это обусловлено рамной конструкцией, которая снижает передачу вибрационных шумов от дороги в салон, а также применением акустических лобового и боковых стекол.

Изображение: img.freepik.com

Дизельная модификация с двухлитровым двигателем мощностью 184 л. с. и 9‑ступенчатым автоматом уступает бензиновой версии в динамике ускорения. Однако благодаря большему крутящему моменту она хорошо себя проявляет при движении по протяженным подъемам с многочисленными поворотами. На грунтовых дорогах постоянно приходится координировать действия с помощью тормозов, руля и педали газа. Состояние дорожного покрытия хорошее, но полностью исключить ямы и выбоины не представляется возможным. В таких условиях повышенные требования предъявляются к тормозной системе и настройкам амортизаторов. Усилие на педаль тормоза оптимальное, информативное. Замедление автомобиля напрямую связано со степенью нажатия, без рывков или признаков перегрузки при частом использовании. Подобное можно сказать и о настройке подвески. При длительной езде по дороге с крупными неровностями амортизаторы иногда перестают справляться со своей задачей, что приводит к излишней раскачке и пробоям. В моей практике это произошло всего дважды, и для такого маршрута это отличный результат. Энергоемкость и надежность подвески заслуживают похвалы.

Изображение: img.freepik.com

Под 19-дюймовыми колесами виден снежный накат с глиной, в нарастающем тумане пробиваются сквозь пелену фары встречных грузовиков, а на приборной панели появляется предупреждение о снижении давления в правой задней шине. До ближайшего населенного пункта с шиномонтажом остается около 70 километров. Желательно было бы доехать до него, но падение давления до 1,3 атм не оставляет альтернативы – необходимо заменить колесо. Размещение запаски под днищем представляется вполне логичным решением. Проколы на внедорожниках происходят чаще, чем на легковых автомобилях, а при такой схеме крепления не нужно затаскивать грязное колесо в салон, предварительно освобождая багажник.

До Иркутска мы доехали уже в темноте. Полностью светодиодные фары выхватывали очередной неровный участок асфальта (что само по себе было забавным занятием на этих дорогах), а я размышлял о вечном вопросе: бензин или дизель? Расход топлива на бензиновой версии H9 составил 14,3 литра на 100 километров, в то время как у дизельной — 10,6. Учитывая дополнительную стоимость дизельного двигателя в полмиллиона рублей, стоимость дизельного топлива и более частые интервалы технического обслуживания, экономия не получится. Однако, если вы планируете использовать автомобиль для буксировки тяжелого прицепа, например, с лодкой, то дизельная версия представляется более предпочтительной. Хотя официально любая модификация «девятки» позволяет буксировать прицеп весом до 2,5 тонны, максимальный крутящий момент трансмиссии дизельной версии составляет 750 Нм, что на 250 Нм больше, чем у бензиновой.

Изображение: img.freepik.com

Вечная стройка

Возведение железной дороги в обширной сибирской тайге представляло собой сложную задачу. Строительство началось одновременно из нескольких пунктов, грузы и рабочие доставлялись весной по рекам во время половодья. На берегах возводились палаточные городки, и работа начиналась. Прорубали просеки для железнодорожных путей, а одновременно создавали автомобильную дорогу для обеспечения нужд стройки. Вывозили лес, доставляли строительные материалы. С октября 1984 года, когда официально было уложено «золотое звено», прошло 40 лет, но стройка на БАМе не прекращается до сих пор.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Тайшет

История Тайшета, города, расположенного на перекрестке Транссибирской магистрали и ветки БАМа, берет свое начало со строительства железнодорожной станции. Пассажиров встречает паровоз-памятник серии «Л», выпускавшийся с 1945 по 1955 год и имевший название «Победа». Он установлен в память о железнодорожниках, работавших на железной дороге в годы Великой Отечественной войны. Рядом со станцией сохранилась старая водонапорная башня, выполненная в стиле римских палаццо. Это сходство неслучайно: в начале XX века ее построили итальянские рабочие, оказывавшие помощь при строительстве Транссиба. Башня использовалась для заправки водой паровозов. На памятном камне на перроне вокзала, установленном в честь 40‑й годовщины завершения строительства БАМа, указано, что «Байкало-Амурская магистраль начинается в Тайшете».

Изображение: img.freepik.com

Братская ГЭС

В период с 1950 по 1960 годы на реке Ангаре была построена Братская гидроэлектростанция, электроэнергией которой в основном обеспечивался крупнейший в России алюминиевый завод, ныне входящий в состав компании «Русал». За 5 километров от ГЭС расположена крупнейшая в России ферма по добыче криптовалют Bitriver. Могли ли строители Братской ГЭС предвидеть, каким образом будет использоваться энергия станции спустя полвека? Массивное сооружение общей длиной приблизительно 5 километров перегораживает течение Ангары бетонной дамбой, обладающей значительным перепадом высоты водосброса – более ста метров. Ежегодно ГЭС генерирует 22 500 миллионов кВт⋅ч электроэнергии. Понять эти цифры для обычного человека непросто. С одной стороны, на электричестве станции функционирует множество промышленных предприятий, с другой – мощность электростанции составляет около 3 % от общего объема электроэнергии, производимой в стране. «Мы покорили тебя, Ангара!» – этот девиз видит каждый посетитель машинного зала Братской ГЭС. Стремление подчинить себе природу не всегда приводит к положительным результатам и зачастую имеет весьма неожиданные последствия. Например, из-за затопления устьев рек, впадающих в Ангару, в близлежащих районах тайги значительно сократилась популяция гнуса.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Северобайкальск

Расположенный на берегу Байкала, в окружении таежных гор, город включил в свою застройку сосны и лиственницы, которые росли здесь еще до строительства железной дороги. Проектирование города и жилых домов для Северобайкальска было доверено Ленинградским проектным институтам. В результате появилась уникальная серия зданий со скругленными фасадами и дворами-колодцами, защищающими от ветра. Микрорайоны возводились в 70-х годах с максимальным сохранением существующей растительности.

Изображение: img.freepik.com

Технические характеристики Haval H9

Габариты 4950x1976x1930 мм
База 2850 мм
Снаряженная масса 2470 кг
Полная масса 2965 кг
Клиренс 224 мм
Объем багажника 88/791/1598 л
Объем топливного бака 80 л
Двигатель бензиновый, с турбонаддувом,1967 см3, 218/5500 л. с./мин-1, 380/1800–3600 Нм/мин-1
Трансмиссия автоматическая, 8‑ступенчатая, привод полный
Динамика 180 км/ч; 11,9 с до 100 км/ч
Расход топлива 10,6 л/100 км в смешанном цикле
Конкуренты Tank 500, Toyota LC Prado