Грузовики с тремя колесами: от Европы после войны до СССР и Китая

Грузовики с тремя колесами: путь от послевоенной Европы до СССР и Китая.

Грузовик, спроектированный по образцу трехколесного велосипеда, долгое время оставался в автомире экзотикой. В конце 1700-х годов французский изобретатель Николя Кюньо первым приступил к реализации этой идеи. Он соединил трехколесную телегу с паровым двигателем: огромный котел размещался над передним ведущим колесом деревянного трёхколесного устройства. Кюньо видел своё детище на службе у французской армии в качестве артиллерийского тягача, но оперативность этой техники даже по тогдашним меркам о тактических нормах была невысока – традиционные лошади доставляли орудия на позиции куда быстрее. Со временем механики всех стран пришли к выводу, что четыре колеса для техники более практичны, и от трицикловой идеи отказались. Вспомнили о ней лишь после окончания Второй мировой войны – дефицит станков, материалов, моторов, стали, резины и т. д.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

После 1945 года в Европе активно строили трехколесные легковые автомобили и грузовики. Достаточно вспомнить кабиненроллеры от Messerschmitt и прочие BMW Isetta, чей багажник вмещал один небольшой чемодан. В «большегрузной» технике правили бал фирмы типа британской Scammell. До войны эта контора строила серьезные, так сказать, типовые грузовики и даже трехосные самосвалы грузоподъемностью до 10 тонн. Однако делала она и трехколесные «самокаты», этакие седельные тягачи: переднее одиночное управляемое колесо на пружинной подвеске, кабина над двигателем и полуприцеп. Именно за счет таких конструкций фирма выжила во второй половине сороковых. Их трехколесные развозные фургончики звались mechanical. hЛошадь-трактор. Компактные машины везли до шести тонн при помощи 40-сильного мотора объёмом 1125 кубиков. Такую технику выпускали по лицензии производителя и в других европейских странах, действовала до начала семидесятых годов прошлого века, пока производители коммерческого транспорта не начали использовать четыре колеса.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Ушедшая из Европы мода на трехколесный грузовой транспорт не исчезла, просто сменила место жительства, обосновавшись в Юго-восточной Азии.
По пути кабины автомобильного типа, мощные тормоза, светотехника и грузоподъемность задержались ненадолго в Японии, но с быстрым техническим развитием страны в начале семидесятых годов вся эта очаровательная трехколесная музыка переместилась в Пакистан, Индию, Бангладеш и другие живописные страны. «Тук-тук» — так стали называться потомки небольших развозных итальянских, английских и японских трехколесных грузовичков.

Изображение: img.freepik.com

В нашей стране с круглогодичным жарким климатом и отсутствием прорыва в конструкторской мысли невозможно связать производство мотороллера «Муравей», который долгое время выпускали на родине. Для перевозки 250 кг полезного груза ему требовалось до 7 литров бензина А-76, разбавленного моторным маслом. Двухтактный двигатель получившего прозвище «муравьишкин» работал не очень эффективно. Любовь народа к такому «トライку» была вызвана полной невозможностью купить в СССР в личное пользование грузовой пикап Ижевского Автозавода системы «пирожок», или грузовичка а-ля нынешняя ГАЗель. Первые были, но не для частного использования. Вторых не существовало вообще.

Изображение: img.freepik.com

В Китае советская концепция телепрограммы «Это вы можете», которая превращала колхозные сноповязалки и швейные машинки в технические чудеса, достигла своего пика. Новейшие электробусы и электромобили курсируют по улицам, связь 5G… G Скоростные поезда на магнитной подушке представлены рядом с грузовыми трехколесными изделиями, дизайн которых удостоен Шнобелевской премии. Предлагаются товарные трициклы, продажа и экспорт которых поддерживается устойчивым спросом. Для ценителей предлагаются электрогрузовики на трехосных платформах.

Изображение: img.freepik.com

На известном китайском сайте по продаже автомобилей и мотоциклов встречалось объявление: «Дизельный трехколесный велосипед с кабиной. Его очень любят и получают на современном рынке». У этого 28-сильного «велосипеда» трехсторонняя разгрузка кузова, которая обещает взять груз до 5 тонн. Некоторые модели грузовых трициклов берут и вовсе до 8 тонн! Отдельным вопросом остается долговечность такого грузовика и реальное количество перевозимого груза по сравнению с заявленными 8 тоннами. Про то, сколько проживет трансмиссия, подвеска и моторчик дизельного велосипеда с двускатной ошиновкой на задней оси, говорить не приходится. Но подобного транспорта в глубине страны на дорогах дополна. Или там общемировые 8 тонн груза ощутимо по весу меньше, или некоторые физические законы и основы механики не работают в Китае из-за того, что их не переводили на китайский язык. А то, чего нет, не может ломаться.

Изображение: img.freepik.com

Творчества самодельщиков СССР тоже подвергали критике, ведь не все были дипломированными инженерами. Но «Панголина» Александра Кулыгина из Ухты и по сей день превосходит многие современные модели, хотя была построена в начале 1980-х. Представьте, что бы сделал Кулыгин, если бы имел ресурсы современных конструкторов трехколесных грузовиков из Китая?