Грузинский вездеход «Тбилиси»: шедевр советской промышленности
Грузинский вездеход «Тбилиси», произведённый в СССР.
Грузинский рационализатор Гурам Квернадзе и трое его товарищей начали разработку вездехода 6х6 в середине 1980-х годов. Поводом для этого послужила поездка в труднодоступное подсобное хозяйство, куда требовалось доставлять мелкие грузы. Для этих целей использовался большой ЗИЛ-157.
Группа единомышленников разработала компактный и экономичный трехосный вездеход за четыре месяца. Номинация проекта — «Тбилиси». Изготовление машины проходило на территории предприятия «Госкомнефтепродукты» вне рабочего времени. Самодельный автомобиль был подобен опытной конструкции Ульяновского автозавода — трехосном бортовому «головастику» УАЗ-452ДГ, но с меньшей колесной базой. А форсированный двигатель УМЗ-451М, адаптированный под бензин марки 92, обладал большей мощностью.
Переосмысленная трансмиссия включала использование оригинального удлиненного вала привода переднего моста. Крутящий момент передавался через промежуточную опору на среднем мосту на третий мост. Привод на средний мост был постоянным, а на первый и последний — подключаемым. Мосты взяты от УАЗ-452Д и доработаны. Для удобства работы кардана «чулки» третьего моста были перепрессованы с правого на левый. В результате передний и задний редукторы оказались продольно соосными. Управление раздаточной коробкой было кнопочным, электроприводным. Впоследствии передаточное число раздаточной коробки, стандартное 1,94, было изменено на более «выгодную» величину 2,45. «Тбилиси» использовал рабочие тормозные цилиндры с автоматической регулировкой зазора от ГАЗ-24, а также гидровакуумный усилитель тормозов. Главный тормозной цилиндр с увеличенным до 32 мм (против уазовского 28 мм) диаметром был позаимствован у ГАЗ-69. В поворотных кулаках вместо традиционных шайб использовались подшипники, что облегчило управление в поворотах. Задняя подвеска была выполнена по балансирной схеме с использованием двух продольных листовых рессор. Роль реактивных штанг играли рулевые тяги от списанного ЗИЛа. Грузоподъемность «Тбилиси» составляла 1500 кг. При необходимости вместо груза на откидных скамейках вдоль боковых бортов можно было разместить 16 человек.
Внешне «Тбилиси» сильно отличался от ульяновских вездеходов. Его неповторимый облик создавался с помощью бракованных панелей кабины КАЗ-608В «Колхида», которые были спаяны в единую конструкцию с оригинальным цельнометаллическим грузовым кузовом, покрытым съемным брезентовым тентом. В сущности, «Тбилиси» представлял собой трехосный пикап с тентом и двухместной бескапотной кабиной. По дороге «Тбилиси» отличался легковой походкой (благодаря оригинальным амортизаторам) и мог разгоняться до 95 км/ч. А вне дороги трехмостовая схема в сочетании с 220-миллиметровым клиренсом давало значительное преимущество над обычными внедорожниками. Расход бензина зависел от дорожных условий: 15–20 литров на 100 км, что примерно вдвое меньше, чем у ГАЗ-66.
Вместе с «Тбилиси» был создан ещё один трехосный грузовик — «Иверия». Его грузовая платформа была деревянной, а двигатель — шестицилиндровым от ГАЗ-52‑04. Трансмиссия также была изменена. Полный привод получил не средний мост, как у «Тбилиси», а задний.

Через год грузинские автомобили «трехосники» прошли испытания с ульяновским грузовиком УАЗ-452ДГ на полигоне НАМИ и признаны превосходящими по проходимости и грузоподъемности. Вместе с тем, в «Тбилиси» и «Иверии» были выявлены несоответствия действующим стандартам СССР по эргономике, уровню шума, вибронагруженности, обзорности и эффективности тормозов. Двигатель от ГАЗ-52‑04 на «Иверию» оказался непригодным при преодолении подъемов более 40% из-за особенностей системы смазки. Перегрев мотора из-за недостаточно эффективной системы охлаждения не позволял двигаться со скоростью выше 60 км/ч. По проходимости «Тбилиси» и «Иверия» могли предоставить УАЗу существенное преимущество.
Стремясь улучшить положение дел, Г. Квернадзе совместно с коллегами задумал модернизацию имеющихся машин, однако изменения в итоге оказались незначительными, например, доработанное водительское сиденье и педальный узел. Впоследствии появился ещё один «трехосник» — вездеход «Дружба», конструкция которого предусматривала единый трубчатый каркас из брезентового верха и съемных боковых дверей кабины. Данный образец отличался от предшественников некоторыми деталями, например, фарами.


В 1991 году команда Г. Квернадзе по заказу Минздрава Грузинской ССР создала медицинский автомобиль «Медея» с колесной формулой 6х6 на базе фургона УАЗ-3741. Последним проектом 6х6 от Квернадзе стал вездеход MS-425. Панели кабины в нём взяты у самосвала КАЗ-4540. Грузоподъемность MS-425 составляла 2 тонны или вмещала 20 человек.

История грузинских трехосников завершилась.