Гран-при России Формулы-1: юбилей через тридцать лет
«Формула-1». Гран-при России. 30 лет спустя
Много лет работы в «Формуле-1» приучили меня к проектам по организации все новых российских Гран-при. Сначала это вызывало восторг, потом — умеренный оптимизм, затем безразличие, а к концу второго десятка запахло обреченностью…
Много автодромов было построено в России: по 20, 30? С трудом сейчас вспоминается. Трассы для Ф-1 строились в Москве и Туле, Калининграде и Ярославле, под Питером и Чеховом — география достаточно обширная. Герман Тильке нарисовал минимум 5-6 автодромов для России. Берни Экклстоун приезжал в Москву несколько раз, даже Юрий Лужков собирался подписать контракт с ним на проведение Гран-при в Нагатинской пойме Москвы-реки. Но не подписал: предполагаемые доходы оказались ниже финансовых запросов «серого кардинала» королевских гонок. В конце концов, свершилось! В октябре в Сочи Экклстоун поставил подпись под контрактом на проведение Гран-при России в 2014—2020 гг. Михаил Капирулин подписал с российской стороны, а финансовые гарантии предоставили руководители ГК «Ростехнологии», ОАО «Лукойл», компании «Базовый элемент» и ОАО «МегаФон».

Стоимость 5,5-километровой гоночной трассы в Олимпийском парке составит $100 млн и будет покрыта государством. Семь лет промоутерского контракта обойдутся инвесторам около $550 млн – на 20-30% дороже, чем платят другие новички Большого цирка Экклстоуну. Несмотря на это, гонка F-1 в России всё скорее всего состоится. Никогда прежде проекты Гран-при не имели такого масштаба финансирования и поддержки со стороны государства. Строгое внимание Владимира Путина к олимпийской столице также не позволит омрачить её репутацию.
Единственная ложка дегтя во всем этом янтарном меде — стремление чиновников пускать в глаза бриллиантовую пыль. Кто догадался составить доклад о встрече Брежнева с Экклстоуном для организации гонки в Москве? Берни, тактичный человек, выслушал историю премьер-министра и не стал исправлять его, хотя, возможно, сглотнул комок обиды.
На память в свои восемьдесят Экклстоун еще не жалуется и наверняка помнит поездку в Москву в начале 1982 года по приглашению советской автоспортивной федерации. Он приехал с твердым стремлением прорвать для «Формулы-1» железный занавес. Как зампредседателя ФАС СССР Михаил Залетаев катал его на черной «Волге» по Воробьевым горам, угощая котлетами за обедом в студенческой столовой МГУ, и посоветовал написать письмо Брежневу. Я нашел у себя в архиве эту бумагу, датированную 21 июня 1982 года, где Экклстоун подробно расписывает все преимущества проведения Гран-при Ф-1 и просит о встрече с Брежневым. Будучи уверен в успехе, не дожидаясь ответа из Москвы, Берни включил Гран-при СССР в предварительный календарь чемпионата мира 1983 года и, как говорят, готов был бесплатно предоставить советскому гонщику место в своей чемпионской команде Brabham. Но ответа из Кремля Экклстоун так и не дождался. Возможно, письмо не дошло до Брежнева, осев в недрах столов ДОСААФ, или генсек просто не обратил на него внимания, но добиться аудиенции у Брежнева Экклстоун не сумел. А на то чтобы подписать контракт на проведение Гран-при России, у Берни ушло еще почти три десятка лет.
Кто только посоветовал Путину вспомнить Берни о Брежневе? Лучше было бы подготовить премьер-министра справкой об истории первой в России гонки на Большой Приз — Гран-при Санкт-Петербурга, проведённой в мае 1914 года между Лигово и Пулково Санкт-Петербургским автоклубом. Экклстоуну это было бы интереснее, да и Владимиру Владимировичу приятнее. Но это уже совсем другое.
Гонки в Москве в 2009 году, МакЛарен, Хейки Ковалайнен.
© Фото: