ГПИ-3901: уникальный вездеход-трансформер

Этот вездеход, созданный в самый разгар Афганской войны, отличала не только отменная проходимость, но и удивительные возможности трансформации. Он мог быть колесным и гусеничным, менять число осей и колес, и не только это

ГПИ-3901: уникальный вездеход-трансформер

По заверениям разработчиков, это транспортное средство было построено лишь с одной целью: проведение испытаний поворота многоосных машин. Однако, не нужно быть спецом, чтобы понять истинное предназначение этого вездехода. Да и время, когда он появился на свет, говорит само за себя. ГПИ-3901, созданный при содействии отраслевой научно-исследовательской лаборатории вездеходных машин, мог быть как четырехосным или трехосным, так и двухосным. Но не только в этом заключается уникальность данной машины. Помимо того, что ГПИ-3901 мог менять колесную формулу, в его конструкцию была заложена возможность изменения отношения колесной базы к колее.

ГПИ-3901: уникальный вездеход-трансформер

Изменяя, как число осей, так и межосевое расстояние, конструкторы пытались найти формулу идеального внедорожника 

В движение автомобиль-лаборатория, или, как говорят специалисты, макет, приводился бензиновым двигателем, а поворот осуществлялся так называемым бортовым способом, то есть притормаживанием колес одного борта. Для обеспечения исследовательских испытаний на макет ГПИ-3901 были установлены мерные колеса с датчиками оборотов и потенциометрическими датчиками углов их установки, тензометрический динамометр и тензометрические карданные валы привода разных бортов, датчики оборотов карданных валов, датчики замера усилий в подвесках колес, электрические часы для синхронизации записи процессов и три осциллографа. Весило это транспортное средство, в зависимости от количества осей, от 5 до 9 тонн.

ГПИ-3901: уникальный вездеход-трансформер

В основном испытания проводились на полигоне в пойме Волги, где, кстати, параллельно с ГПИ-3901 проходила испытания новая разработка Горьковского автозавода ГАЗ-5903, впоследствии получившая маркировку БТР-80. Макет же с 1983 по 1987 год, что называется, работал на износ, потому как испытания возможностей разных колесных формул и разнообразного оборудования, повышающего проходимость транспортных средств, шли круглогодично. В частности, не без участия ГПИ-3901 было сделано заключение, что для обеспечения наибольшей проходимости более рациональна схема поворота машины с управляемой осью, тогда как бортовой способ поворота более энергозатратен и при движении,  например, по горам (не будем забывать о шедшей тогда войне в Афганистане) нецелесообразен в силу того, что проходимость машины не может быть увеличена путем выбора правильного режима движения.

ГПИ-3901: уникальный вездеход-трансформер

ГПИ-3901 стал полигоном для отработки наиболее эффективных схем привода, которые впоследствии использовались на армейских внедорожниках

Не без помощи ГПИ-3901 и математических выкладок, сделанных на основе данных его обширных датчиков, было доказано, что для обеспечения наибольшей проходимости по заснеженным участкам в качестве рулевого управления наиболее рациональна схема управления с одной управляемой осью и колесной формулой 4х4, потому как при правильно выбранном режиме движения проходимость таких машин будет на 13% больше, чем машин с бортовым способом поворота. Кстати, с учетом этих выкладок обе схемы поворота позже были объединены, что нашло свое применение в БТР-90, который, как известно, может поворачивать и как автомобиль посредством поворота колес двух передних осей, и как танк за счет вращения колес разных бортов в противофазе, что существенно увеличивает его маневренность.

ГПИ-3901: уникальный вездеход-трансформер

Подобные расширители колес сейчас можно встретить в арсенале профессиональных джиперов

Как уже было сказано, на ГПИ-3901 устанавливалось разного рода оборудование, позволяющее обеспечить большую проходимость. Автомобиль примерял на себя и цепи противоскольжения, которые согласно отчету увеличивают тягу транспортного средства на льду и снегу от 20 до 60%, и разного рода дискретные расширители колес, позволяющие увеличить глубину преодолеваемой снежной целины на 25%, и даже резинометаллические гусеницы. Впрочем, последние, как оказалось, способны как значительно увеличить проходимость транспортного средства на рыхлом снегу, так и доставить немало хлопот водителю в связи с периодическим спаданием в момент поворота.

ГПИ-3901: уникальный вездеход-трансформер

По сравнению с обычными колесами, гусеницы обеспечивают лучшую проходимость, но ограничивают скорость и возможности для маневров

Опробовал на себе ГПИ-3901 и схему, при которой проходимость увеличивается посредством увеличения числа колес на одной оси. Но спарки оказались не столь эффективными, проходимость повышалась менее чем на 10%, а вот габариты автомобиля и нагрузка на узлы и агрегаты подвески увеличивались значительно. В результате такая схема как временное улучшение проходимости для многоколесного транспортного средства была отвергнута. Нашла она свое применение лишь в сельском хозяйстве, где изначально тракторы проектировались под колеса-спарки.

ГПИ-3901: уникальный вездеход-трансформер

Все расчеты создателей этого внедорожника проверялись на практике. Так опытным путем было доказано, что колеса-спарки не дают ощутимых преимуществ на бездорожье

Не без помощи ГПИ-3901 защищались кандидатские и докторские диссертации… Таким был этот удивительный автомобиль, позволивший не только продемонстрировать возможности транспортных средств с разной колесной формулой, но и подтвердить их цифрами. 

BMW X6
© Фото: Brenda Priddy Company

О том, что в BMW работают над абсолютно новой моделью X6, позиционируемой как купе-кроссовер, слышали даже те, кто не интересуется продукцией баварского концерна. Уж больно много пишут об этой машине. Пишут, но не представляют. И вот бравые папарацци Бренды Придди, наконец, дали людям такую возможность — увидеть «живой» BMW X6. Да, он еще спрятан под камуфляжем, однако более удачных проекций этой машины пока еще никто не видел.

Особенность X6 состоит в том, что этот автомобиль смог еще больше, еще тверже, еще явственнее подчеркнуть преобладание форм легкового автомобиля над внедорожными качествами стандартного SUV. Взгляните, как крыша арочным японским мостиком падает вниз, едва достигнув своей самой верхней точки в районе средних стоек. Как это влияет на внедорожные качества автомобиля, понять трудно, но вот пассажирам заднего ряда (второй ряд рассчитан только на двоих) в районе головы и их багажу в заднем отсеке явно будет тесновато. А может и нет, так как даже несмотря на то, что X6 будет ниже, чем X5, он будет его длиннее.

Будущий кроссовер если и потеряет в объемах, наверняка наверстает свое в производительности. Как и что, узнаем в следующем году, когда эта модель появится в продаже. Собирать ее будут на заводе в Спартанбурге (Южная Каролина, США) вместе с BMW Z4 и X5.

BMW X6
© Фото: Brenda Priddy Company

BMW X6
© Фото: Brenda Priddy Company


Источник