ГОСТ на алкозамки принят в России. Обязательность для машин.

Новый стандарт для противоугонных устройств для автомобилей вступает в силу 1 апреля 2023 года.

Госстандарт установил ГОСТ Р 70637–2023, определяющий нормы для алкозамков и категории транспортных средств, которым необходимо оснащение такими устройствами. Действие документа начнется с первого апреля 2023 года, но это не означает обязательное оснащение транспорта алкозамками в ближайшие два месяца. Это требования к замкам, а не к автомобилям.

Требования таковы: если водитель пьян, алкозамок запретит ему ехать и сообщит об этом оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также в орган государственного управления, контролирующий безопасность дорожного движения.

Для запуска мотора трезвый человек должен сесть за руль. Система должна отличать пьяного от других водителей по уникальным признакам и однозначно идентифицировать его по индивидуальному идентификатору в информационной системе. Данные людей, имеющих право управлять автомобилем, должны быть загружены в систему заранее. Сам комплекс оснащен камерой, которая распознает лицо водителя.

После установления личности водителю предстоит пройти тест на наличие этанола в выдыхаемом воздухе. ГОСТ допускает использование как контактных, так и бесконтактных методик забора проб. При контактном способе автолюбителю нужно выдохнуть не менее 1,2 л воздуха в прибор с сменным мундштуком. Бесконтактный способ предполагает автоматическую сборку проб выдыхаемого воздуха газоанализатором, установленным в салоне машины. Если содержание этанола в выдыхаемом воздухе превысит допустимые нормативы, то при попытке тронуться с места система заблокирует работу двигателя. Алкоблок разрешит запуск мотора, если автомобиль находится на стоянке. Обратите внимание: во имя безопасности устройство не будет требовать проверки водителя на трезвость при срабатывании системы «Старт-Стоп» или если двигатель остановился во время движения. В подобных ситуациях запуск мотора и продолжение поездки осуществляются без дополнительной проверки содержания этанола в организме водителя.

Согласно ГОСТу, на повторный запуск двигателя отводится не более пяти минут. ГОСТ предписывает, что в экстренных ситуациях и при обслуживании системы блокировки необходимо предусмотреть возможность её деактивации. Для этого алкозамок должен быть оснащён «Режим автосервиса».

Вопрос обязательности установки замка очевиден. Пока беспокоиться не нужно: установку таких устройств планируют на транспортные средства, перевозящие опасные, тяжеловесные или крупногабаритные грузы, а также бытовые отходы. Примечание ГОСТа указывает на возможность добровольной установки эксплуатантами ТС и в качестве административного наказания водителей, управлявших машинами в состоянии алкогольного опьянения. Если кто-то решит установить замок добровольно, ему нужно разобраться во всем. С принудительной установкой всё ясно. Юристы поясняют, что действующее законодательство не предусматривает установки алкозамков на автомобили водителей, севших за руль в нетрезвом виде. Но такие основания могут появиться в будущем. Требования стандарта могут применяться в Москве для автомобилей такси и каршеринга.

Изображение: img.freepik.com

Полезным это будет? Некоторым автомобилям давно установлена подобная техника и камеры во всех направлениях, чтобы водитель не мог обойти систему. Но настоящий профессионал этим заниматься не станет. После появления алкозамков в массовом сегменте наверняка появятся блогеры-советчики, готовые поделиться опытом по «обезвреживанию» такого устройства.

Однако преждевременно спешить. Первый апреля ещё не здесь.

Что еще почитать:

Дороги не строят, хотя денег нет: причины отказа в России.

Отъезд специалистов из-за рубежа губит российскую автомобильную промышленность.

За загрязнение территории оштрафовали человека на 200 тысяч рублей.