Горя от ума: почему электронные помощники мешают водителю
Прекрасно помню, как на свежекупленной машине, проехавшей всего несколько километров, на первом же светофоре заглох мотор. К счастью, паника была недолгой: это сработала неизвестная мне доселе система «Старт-Стоп»… Но психанул я тогда сильно.
Известен старый анекдот насчет того, почему в лошадиную эпоху было меньше аварий. Ответ был простой: в те времена думали две головы вместо одной! Казалось бы, что сегодня, когда думающих голов в пересчете на компьютерные возможности стало совсем много, проблем вообще не должно быть. А они, тем не менее, есть. Получилась своего рода «Демьянова уха», при потреблении которой ряд функций автомобиля владельцы либо неправильно понимают и используют, либо эти функции отвлекают их от происходящего на дороге.
Модная байка последнего времени посвящена непослушному люку: владельцы известной немецкой марки один за другим стали жаловаться на его самовольность. Дескать, при наборе определенной скорости тот вдруг самостоятельно закрывается, оставляя лишь узкую щель. Между тем именно это и задумал производитель: такое поведение люка снижало шум и завихрения в салоне на высоких скоростях. В итоге функцию все-таки перепрограммировали.
Конечно, люк – это частный случай общей проблемы. Автомобиль уверенно идет по пути навороченных смартфонов, владельцы которых в подавляющем большинстве случаев даже не догадываются о полном наборе заложенных в них функций. Точно так же лишь небольшая часть покупателей автомобилей знает, какие именно функции установлены в их машине, и уж подавно не знают, как они работают.
Веяния моды уже привели к тому, что в машинах исчезают всем привычные кнопки и клавиши, которые переползают куда-то в дисплей. В итоге, чтобы отыскать нужную функцию, водитель вынужден чаще отвлекаться от дороги. Даже чтобы элементарно включить обогрев сидений, в современных моделях нужно рыться в каких-то меню и подменю.
Голосовой помощник – отдельная песня. Опция, как водится, пришла в автопром из вышеупомянутых смартфонов, но беда в том, что сегодня голосовые ассистенты работают не всегда корректно даже на продвинутых платформах. Особенно страдают русифицированные версии, которые зачастую не могут правильно распознать команду и активирует вовсе не те функции, которые озвучивает водитель. В пути это запросто может вывести из себя, когда вы пытаетесь управлять, скажем, системой кондиционирования салона, а в итоге начинаете злиться и думать о том, как объяснить тупому роботу, что от него требуется.
Смешная опция – система открывания багажника махом ноги. Пару десятков лет назад ее преподносили как роскошь для владельцев продвинутых автомобилей. Однако же в реальной жизни датчик под бампером часто загрязняется, в результате чего водитель, машущий ногами перед хулиганящим багажником, превращается в посмешище, да еще и одежду пачкает.
Штатная система навигации на большинстве автомобилей бюджетного или среднего класса работает отвратительно. Плохие дисплеи, неполноценные карты с малым количеством объектов – все это приводит к тому, что на присосках появляется все тот же смартфон, запитанный внешним проводом от гнезда 12 В. В список бесполезных, а то и вредных систем, можно также включить автопарковщика (кто ни будь вообще им пользуется?) и функцию удержания в полосе, которая крайне плохо работает в российских реалиях, мешая объехать внезапное возникшее препятствие на дороге.
Аналитики полагают, что года через три автопроизводители все-таки пойдут по пути упрощения систем и их большему интуитивному восприятию. Верится с трудом, но – посмотрим…