Город без машины — лишений много, с машиной — и того больше
«Ты этого хотел — теперь мучайся!»: о сложностях жизни в городе с и без личного транспорта.
Без новых магистралей города-миллионера обречены на гибель – никакие Сретенки и Покровки, равно как и набережные Фонтанки или канала Грибоедова, не способны переварить огромные потоки транспорта. Поэтому водитель с облегчением выдыхает, попадая на широкую дорогу без светофоров. Но начинается противоречие между человеком-водителем и человеком-жителем. Суть ясна: мне нужны скоростные магистрали, но я не хочу видеть их из окна своей квартиры!

Пример такой ситуации можно увидеть в Санкт-Петербурге. Мост Бетанкура – молодой вантовый мост, открытый в мае 2018 года. Движение транспорта по переправе и дополняющему её участку набережной Макарова запустили в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018. Но печальную известность этот мост получил из-за близости к домам! Появляются плакаты типа «Не хотим жить под мостом!». Кто же захочет? ссылка на Яндекс-панорамах. Впечатляет?

Известны классические примеры переворотов в сознании, когда умный мэр умудрялся сотворить невозможное. Этому смог достичь мэр Боготы в период с 1998 по 2001 год. По его мнению, хороший город – это город, в котором люди хотят выходить на улицу. Его знаменитый тезис: «К концу ХХ века мы поняли ошибку прошлых восьмидесяти лет автомобилизации – мы дали автомобилям больше возможностей мобильности, чем людям».
Еще одна фраза данного градоначальника крайне противоречива для нас.
Автобус перевозит 80 человек, автомобиль – одного. Следовательно, автобус должен иметь больше прав на дороге. В развитых городах мира используют общественный транспорт и ограничивают использование автомобилей. Пробки останутся, например, в Лондоне за въезд в центр берут плату. Ограничить можно парковки, как сделали это в Париже – уничтожили 14 тысяч мест за последние годы, а не на тротуарах. Парковка – не конституционное право. В ни одной конституции мира нет «права человека на парковку».

Редко встречаются такие градоначальники, но вот пример из Бразилии. Архитектор Жайме Лернер – легендарный мэр города Куритиба и бывший губернатор штата Парана – одним из первых убрал автомобили с загруженной центральной улицы. Благодаря его стараниям Куритиба из ничем не примечательного населённого пункта превратилась в «зелёную столицу Бразилии» и один из лучших городов по качеству жизни. Вот хорошая цитата: «Никто в своём уме не станет отказываться от пешеходных улиц или сносить старую застройку ради нового высотного строительства».

Москва сегодня переживает волну перемен. Новые магистрали и развязки появляются, расширяются тротуары, сужаются проезжие части. Ленинградка стала бессветофорной, а вот Тверская возле Белорусского вокзала теперь пересекается трамвайной линией со светофорами. Градоначальники пытаются угодить всем категориям населения, но получается неуклюже. Местный и транзитный трафик неразрывно связаны – вот и возникают в небесах транспортные магистрали, доступные из окон городских домов. Это уже не просто город – это место для проживания.

Давая жителям возможность покупать машины и пользоваться ими, власти городов будто говорят: «Ты этого хотел – теперь терпи!». Парковка, маневрирование, подезд, посадка, высадка – всё затруднительно. А отсутствие надёжного общественного транспорта ещё хуже – разве что метро, работающее на пределе возможностей. Но метро есть не во всех районах.

Люди недовольны, так как видят отсутствие единой концепции у властителей города. Из-за этого голосуют против строительства пролетных магистралей рядом с домами.
Такие решения кажутся им нелепыми. Предлагается переселить тех, кто имеет иное мнение, в такие дома для формирования новых идей.