Город без машины и с машиной: испытание выбора

«Хотел это — теперь страдай!»: в городе без машин неудобно, а с машинами ещё хуже.
Без новых магистралей мегаполисы погибнут – узкие улицы Сретенки и Покровки, а также набережные Фонтанки и канала Грибоедова не выдержат огромного потока транспорта. Поэтому водитель с облегчением вздыхает, оказавшись на широкой дороге без светофоров. Но тут возникает противоречие между человеком-водителем и человеком, живущим в городе. В сущности дело простое: мне нужны широкие скоростные дороги, но я не хочу видеть их из окна своей квартиры!

В Санкт-Петербурге пример такой ситуации демонстрирует Мост Бетанкура. Этот молодой вантовый мост открыли в мае 2018 года. Движение транспорта по переправе и дополняющему её участку набережной Макарова запустили в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018. Но печальную известность получил мост из-за того, что проходит практически впритык с домами! Вот и появляются плакаты типа «Не хотим жить под мостом!». ссылка на Яндекс-панорамах. Впечатляет?

Известны классические примеры переворотов в сознании, когда умный мэр умудрялся сотворить невозможное. Так случилось с мэром Боготой в период с 1998 по 2001 год. По его мнению, хороший город – это такой, где люди хотят выходить на улицу. Мэр известен своим тезисом: «К концу ХХ века мы поняли ошибку прошлых 80 лет – автомобилизации. Мы дали автомобилям больше возможностей мобильности, чем людям».
Ещё одна цитата того же руководителя города, поражающая наше восприятие.
Автобус вмещает 80 человек, автомобиль – одного, поэтому автобус должен иметь больше прав на дороге. В лучших городах мира используют общественный транспорт и ограничивают автомобили. Пробки останутся – даже в Лондоне берут плату за въезд в центр. Ограничить можно парковки: Париж уничтожил 14 тысяч мест за последние годы, не тронув тротуары. Парковка – не конституционное право. В никакой конституции нет «права человека на парковку».

Градоначальники такого типа – редкость, но встречаются. Вот несколько слов о достижениях другого мэра – из Бразилии. Архитектор Жайме Лернер – легендарный мэр города Куритиба и бывший губернатор штата Парана – одним из первых убрал автомобили с загруженной центральной улицы. Его стараниями Куритиба из ничем не примечательного населённого пункта превратилась в «зелёную столицу Бразилии» и один из лучших её городов по качеству жизни. Вот хорошая цитата: «Никто в своём уме не станет отказываться от пешеходных улиц или сносить старую застройку ради нового высотного строительства».

В России Москва сегодня испытывает перемены. Новые магистрали и развязки появляются, но ширится тротуарная зона за счет проезжей части. Въездная Ленинградка стала бессветофорной, но Тверская возле Белорусского вокзала теперь пересекается трамвайной линией с появившимися светофорами. Градоначальники пытаются угодить всем категориям населения, но получается неуклюже. Развязать местный и транзитный трафик не удаётся – вот и появляются транспортные магистрали в небесах, доступные из окон квартир. Это уже не город, а место для проживания.

Разрешая горожанам покупать автомобили и пользоваться ими, власти мегаполисов как бы говорят: «Ты этого хотел – теперь страдай!». Припарковаться, развернуться, подъехать, посадить пассажиров и высадить – все становится затруднительно. Хуже всего то, что альтернативы в виде надежного общественного транспорта нет – разве что метро, работающее на износ. Но метро есть не во всех районах.

Люди недовольны отсутствием единой стратегии у городских властей. Из-за этого голосуют против строительства проезжих дорог, проходящих близ жилых домов. Подобные решения кажутся им нерациональными. Может быть, тех, кто с этим согласен, стоит переселить в такие дома, чтобы сформировать новые концепции.