Гоночные устремления «Формулы-1» на черноморском побережье

Сочи, море и грандиозные автогонки «Формулы-1»: что привлекает зрителей в российских соревнованиях?

Второго сезона бывшая всесоюзная здравница приняла вид спорта, о котором в годы развитого социализма писали лишь в рубриках «Их нравы». Это были истории о том, как храбрые парни таскают каштаны из огня для жирующих богатеев. Немало времени должно было пройти для того, чтобы «Формула-1» сколь-либо органично смогла вписаться в нашу действительность. Но все случилось быстрее, чем можно было предположить.

СОЧИ. ОКТЯБРЬ

Бархатный сезон в Сочи подходит к концу. Небольшое количество людей всё ещё купается в Черном море, но по утрам уже прохладно, а прогноз метеослужб не радует: вторая половина октября обещает быть дождливой. Тем не менее, жизнь в Сочи кипит: аэропорт Адлера принимает полные рейсы, кафе и рестораны заполнены посетителями. Но если раньше курортный сезон на Черноморском побережье Кавказа сходил на нет постепенно, то вот уже второй год подряд появился чёткий рубеж: до и после Гран-при России. Уже на следующий день после сочинского этапа гонок «Формулы-1» в аэропорту будет поток отъезжающих, а отели загодя вывешивают баннеры с обещаниями скидок на номера любой степени комфорта. В Сочи наступает неактивный сезон. Но это завтра, а пока здесь бурлит жизнь, и на автодроме Сочи аншлаг. И это несмотря на далеко не бюджетные цены на билеты. А ведь год назад переполненные трибуны на первом в истории Гран-при России многие объясняли новизной зрелища, предрекая падение интереса к «Формуле-1» уже на следующий год. Но этого не случилось. Даже в дождливые дни свободной практики на трибунах автодрома зябко кутались в пледы поклонники «королевских гонок».

Изображение: img.freepik.com

Российский Гран-при существует всего два года, но уже сложилась традиция.

СПОНСОРЫ

Вложиться ради получения прибыли – казалось бы, понятный принцип спонсорства в спорте. Но куда именно вкладывать?
«Формула-1» по популярности и аудитории телепередач вполне сравнима с футболом. Благодаря телевидению у потенциальных спонсоров широкий выбор для инвестиций. Все же «Формула-1» давно выгодна для спонсорства, во многом благодаря политике Берни Экклстоуна, руководителя Formula One Administration.
С конца 1970-х годов, когда Берни возглавил чемпионат мира в «Формуле-1», включая организацию телепередач, он был убежден: финансовый успех возможен только если мир получит настоящее шоу. Сложность состояла в том, что и прошлая, и нынешняя «Формула-1» должны были иметь баланс между шоу и регулярно меняющимся техническим и спортивным регламентом, привлекательным для спонсоров, команд и чемпионата в целом.
Экклстоун убедился в важности непрофильной спонсорской поддержки гоночных команд еще в 1968 году, когда на автомобилях Lotus Колина Чепмена появилась реклама Imperial Tobacco. С тех пор борта болидов украшает реклама не только топлива, шин и смазочных материалов, но и других товаров, а потенциальные потребители подсознательно проводят аналогии: инвестировать в «Формулу-1» могут лишь финансово устойчивые компании.

Изображение: img.freepik.com

Все участники Гран-при и гонок поддержки восхищались очарованием наших Grid Girls.

В ПАДДОКЕ

Гран-при России был интересен не самим пространством за боксами команд, а происходившими там событиями. Главная дискуссионная тема касалась двигателей Infiniti Red Bull Racing: низкие характеристики и ненадежность негативно сказывались на конкурентоспособности, утверждал руководитель команды Кристиан Хорнер. Хорнер критиковал качество моторов Renault (которые принесли команде четыре чемпионских титула), говоря о недовольстве владельца команды Дитера Матешица. Если Infiniti Red Bull Racing не получит в следующем сезоне конкурентоспособных моторов (Mercedes или Ferrari), команда покинет «Формулу-1». Mercedes и Ferrari лишь разводили руками, мол сотрудничество с сильной командой-конкурентом не планировалось. В Ferrari уточнили готовность рассмотреть вопрос о поставке моторов прошлогодней спецификации.
Берни Экклстоун был третейским судьей ситуации. Он комментировал: «Не могу ни помочь в этом вопросе, так как не делаю моторы». На вопрос о беспокойстве по поводу возможного ухода Red Bull из «Формулы-1» ответил: «Нет, так как ничего об этом не знаю. Я беспокоюсь только тогда, когда есть основания. Не думаю, что Red Bull уйдет — Дитер Матешиц в глубине души гонщик».
Эдриан Ньюи, технический директор Infiniti Red Bull Racing, считал, что Mercedes и Ferrari боятся поставлять моторы грозному сопернику, а отношения с Renault зашли в тупик. Ньюи настаивал на четком определении характеристик силовых установок в техническом регламенте для исключения неравенства. Берни ответил: «Думаю, нынешний технический регламент потерпел неудачу еще до того момента, когда вступил в силу. Возможно, решить проблему мог бы независимый поставщик моторов».

Изображение: img.freepik.com

НА ТРАССЕ

В прошлом году Гран-при России запомнился досрочной победой Mercedes AMG Petronas F1 Team в Кубке конструкторов, победой Льюиса Хэмилтона, подиумом Нико Росберга, который проехал большую часть дистанции на одном комплекте шин, и вручением кубка президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В этом году Гран-при России прошел в условиях непредвиденных для Сочи погодных условий, не позволивших должным образом подготовить машины к гонке в дни дождливых свободных тренировок. Серьезная авария Карлоса Сайнса в последней перед квалификацией свободной практике заставила говорить о качестве защитных барьеров TecPro. Машина Сайнса сильно врезалась в барьеры, эвакуация пилота заняла много времени. Ситуацию взяли на заметку, но затем в ходе уик-энда барьеры успешно справлялись со своими задачами, что подтвердилось авариями в GP2 и аварии Романа Грожана во время Гран-при, когда его Lotus на скорости свыше 300 км/ч вылетел с трассы. К счастью, пилот не пострадал, а средства безопасности трассы отработали на высоком уровне. Накануне гонки в Сочи появилась новость о том, что Роман Грожан будет выступать в составе новой команды Haas F1 в следующем сезоне. Сам Гран-при на сочинском автодроме прошел очень динамично. Победителем стала та же самая команда и тот же самый пилот, что и в прошлом году – Льюис Хэмилтон. Валттери Боттас мог повторить свой результат прошлого года, но инцидент с Кими Райкконеном помешал ему закончить гонку. Кими доехал до финиша, а Валттери был вынужден сойти. Виновным в инциденте признали Кими, но через три недели в Мексике ситуация повторилась с точностью до наоборот! На этот раз из гонки выбыл Кими, а Валттери занял подиумное место. И наказаний не последовало…

Изображение: img.freepik.com

Клэр Уильямс и Ники Лауда обсуждают двигатели?

В качестве ремарки. Возвращаясь к роли Сочи в итогах сезона-2015, инцидент между двумя финскими парнями позволил Mercedes AMG Petronas F1 Team вновь досрочно завоевать титул в Кубке конструкторов. В Сочи же Стоффель Вандорн одержал еще одну досрочную победу — стал чемпионом серии GP2.

Изображение: img.freepik.com

В прошлом году, участвуя за команду Toro Rosso, Даниил Квят занял четырнадцатое место. На этот раз его результат — пятое.

Возле терминала аэропорта Адлер собралась толпа людей, похожая на трибуны автодрома Сочи: футболки с логотипами команд, бейсболки с номерами болидов любимых гонщиков… Сочи прощается с «Формулой-1». Прощание длится меньше чем год. Нас провожал дождь. Говорят, это хорошая примета.

Изображение: img.freepik.com

Уже неоднократный победитель Гран-при России, Льюис Хэмилтон…

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

…и возмутитель спокойствия Кими Райкконен

Изображение: img.freepik.com

И на пит-лейне может быть движение.

Изображение: img.freepik.com

ИНТЕРВЬЮ С ВАЛТТЕРИ БОТТАСОМ

Изображение: img.freepik.com

В 2013 году у команды Williams было непростое время. Мальдонадо принял решение уйти, а вас оставили. Веря в будущее?

Первый мой сезон в «Формуле-1» я хотел провести для того, чтобы разобраться во всем самостоятельно. Знал еще, что впереди изменения регламента — это повлияет на перспективы команды. А главное: «Формула-1» элитарная серия, и новичку нужно очень стараться, чтобы заявить о себе серьезно.

Были ли ваши шаги перед вхождением в «Формулу-1» самыми удачными?

Сегодня множество гоночных серий, и оптимальный путь в «Формулу-1» найти сложно. Раньше существовали только Formula Renault и F 3000. Важно оказаться в нужное время в правильном месте, а также одержать победы в младших сериях.

Что же касается национальных особенностей… В чём кроется причина успеха финнов в автоспорте?

Да, здесь есть определённая история. Ещё ребёнком я замечал успехи соотечественников как в ралли, так и в «Формуле-1». Особенно радовался победам Мики Хаккинена, он был моим фаворитом. Может быть, скорость на гоночных трассах — наша национальная черта? Думаю, важнее другое: например, в Финляндии очень хорошо развит детский картинг. В восемь лет я выступал в условиях сильной конкуренции, что помогало мне совершенствоваться.

Многие негативно отзываются о женщинах-пилотах в «Формуле-1». Каково ваше мнение об умениях Сьюзи Вольф?

Вопрос сложный. Формула-1 — очень трудный вид автомобильных соревнований. Сьюзи как испытательница работает превосходно, особенно на симуляторе. Но настоящие гонки — совершенно другое. Здесь важно множество факторов.

Что вы думаете о товарах спонсоров команды — Martini и Rexona? Используете ли вы их сами?

Что ж, Rexona очень хороший продукт.

А Martini?

Что касается потребления… Во-первых, уважаю компанию за её богатую историю в автоспорте.