Гиендай в автоспорте: путь к победам
История участия Hyundai в автоспорте: стремление к победам.
НАЧАЛО
В 1997 году на ралли Новой Зеландии под управлением Кеннетта Эрикссона дебютировал Hyundai Coupe Kit Car, получивший омологацию Международной автомобильной федерации. Год спустя в той же стране Эрикссон привёл версию Hyundai Coupe Kit Car Evo2 в 2-литровой категории Formula 2 на подиум. Менеджер и гонщик Уэйн Белл внес вклад в подготовку раллийных версий Hyundai в Австралии, завоевав титул чемпиона Азиатско-Тихоокеанского региона в категории Formula 2 за рулем модели Lantra. Благодаря его усилиям руководство компании Hyundai поверило в возможности ралли для имиджа и маркетинга. Британская фирма MSD (Motor Sport Development) была поручена осуществлять раллийные проекты корейской компании. Преждедприводный Hyundai Coupe Kit Car оснащался 1,998-литровым атмосферным двигателем мощностью 265 л. с., развивающимся при 7700 об/мин, и крутящим моментом в 250 Нм при 7100 об/мин.

В 1998 году Кеннет Эрикссон дебютировал на Hyundai Coupe Kit Car.
Трансмиссия комплектовалась шестиступенчатой секвентальной коробкой передач с двухдисковым карбоновым сцеплением. «Полноценная» эпоха кит-каров Hyundai в мировом ралли продлилась всего два года (1998 и 1999), за это время в её составе выступали Кеннетт Эрикссон, Уэйн Белл и Алистер Макрей.

Кеннет Эрикссон
В 1999 году корейская команда заняла второе место в чемпионате мира в категории 2 литра, победив на ралли Португалии, Греции, Новой Зеландии, Китая и Австралии. Это было лишь началом более масштабного проекта.
В ВЫСШУЮ ЛИГУ
При создании проекта автомобилей категории Kit Car Formula 2 рассматривалась возможность его эволюции в направлении World Rally Car, пика мирового раллийного чемпионата. В связи с этим многие решения для Hyundai Coupe Kit Car предполагали их применение при переходе на уровень WRC.

В 1999 году первые два прототипа Hyundai Accent WRC были изготовлены на заводе MSD.
Этот переход должен был произойти в период повышенного интереса автопроизводителей к соревнованиям: только в 1999 году к элитарному клубу World Rally Car присоединились Peugeot 206 WRC и Skoda Octavia WRC. Теперь очередь дошла до автомобилей Hyundai, которые должны были принять участие в мировом ралли уже в 2000 году. В качестве основы была выбрана новинка того времени — трехдверная модель Accent.

Автомобиль Hyundai Accent WRC Алистера Макрея на ралли Финляндии.
Сначала требовалось получить разрешение Международной автомобильной федерации, так как в спецификациях модели Accent отсутствовал 2-литровый двигатель. FIA, приветствуя нового члена клуба WRC, разрешила использовать доработанный и оснащенный турбонагнетателем двигатель от Coupe Kit Car. Блок цилиндров был идентичным блоку кит-кара, но его диаметр увеличен с 82 до 84 мм при более коротком ходе поршня. Подготовка мотора была поручена компании Mountune, принимавшей участие еще в проекте Coupe F2. Следующим шагом стала модернизация задней подвески: только так удалось довести колесную базу до 2400 мм — минимального размера, допустимого правилами. Дело в том, что общая длина кузова Accent составляла 4200 мм, тогда как раллийные Ford, Peugeot, SEAT и Toyota были короче. Важным и прогрессивным техническим решением стало использование трансмиссии Xtrax, вытянутая форма блока которой позволяла, во-первых, сместить центр масс автомобиля назад, в пределы колесной базы, а во-вторых, обеспечить более точный контроль крутящего момента.

В 2001 году состоялся дебют Hyundai Accent WRC на Ралли Монте-Карло.
Дебютный сезон Hyundai Accent WRC не удался: Кеннет Эрикссон заработал пять очков, став четвёртым на ралли Австралии. Алистер Макрей и Михаэль Гаст очки не заработали. 2001 год прошёл чуть лучше – пятое место в зачёте производителей с семнадцатью набранными очками. В 2002 и 2003 годах за рулём Hyundai Accent WRC выступали Юха Канккунен, Фредди Лойкс и Манфред Штоль. Но качество пилотов не помогло: финиши, где гонка заканчивалась «в очках», были редкими. За 2002 год команда заняла четвёртое место в чемпионате мира, обогнав Skoda и Mitsubishi.

В 2001 году Кеннет Эрикссон возглавлял общее первенство ралли Новой Зеландии после первого дня за рулем нового Hyundai Accent WRC.
Однако было ясно, что такие итоги негативно сказываются на имидже фирмы, а финансовые трудности также присутствовали. После завершения сезона 2003 года в Hyundai приняли решение прекратить участие в чемпионате мира по ралли.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
В сентябре 2012 года представители компании Hyundai на Парижском автомобильном салоне объявили о возвращении в чемпионат мира по ралли в 2014 году. Моделью для подготовки автомобиля в спецификации World Rally Car стала i20. В том же году начало свою работу спортивное отделение Hyundai Motorsport GmbH с базой в Альценау, Германия. Задачей Hyundai Motorsport стало осуществление всех спортивных проектов компании, а раллийное направление возглавил Мишель Нандан, бывший техническим директором Peugeot. Им Так Ук, исполнительный вице-президент и исполнительный директор компании, заявил: «Мы рады участвовать в чемпионате мира, и в WRC возвращаемся ради победы. Hyundai и World Rally Championship неразрывно связаны, и наш богатый опыт участия в ралли напрямую отразится на качестве продукта». Мишель Нандан говорил о начальной стадии проекта и необходимости сделать ещё многое, но отмечал хорошие результаты подготовительной работы. В Корее проходил цикл испытаний промежуточной версии Hyundai i20 WRC, а в мае 2013 года на трассу полигона Hyundai Motorsport близ Альценау вышла последняя модификация Hyundai i20 WRC. После серии тестов и доводочных работ автомобиль должен был выйти на трассы чемпионата мира по ралли 2014 года. Одновременно с испытаниями определялся состав экипажей, которым предстояло защищать честь команды в следующем году.

В октябре 2013 года Hyundai i20 WRC получил омологацию от Международной автомобильной федерации. На сезон чемпионата мира по ралли 2014 года две команды корейского производителя: Hyundai Shell World Rally Team и Hyundai Motorsport N. В зависимости от этапов Тьерри Невилль, Дани Сордо, Юхо Хяннинен (первый пилот, участвовавший в тестах первого Hyundai i20 WRC), Крис Аткинсон, Хайден Пэддон и Брайан Буффье представляли эти команды.
ШАГ ЗА ШАГОМ
В 2014 году команда Hyundai Shell WRT начала зимнюю часть сезона неудачно: Сордо и Невилль завершили Монте-Карло сходами, а в Швеции один из экипажей финишировал вторым, а другой — в третьем десятке. В Мексике Невилл с Жильсулом добыли для Hyundai первый подиум в истории марки в чемпионате мира по ралли. Этот успех был случайным? В ралли трудно делать выводы исходя из результатов одного этапа, особенно учитывая, что это был дебютный сезон Hyundai i20 WRC. Команде нужно было добиться надежности нового автомобиля. Невилль финишировал седьмым в Португалии и пятым в Аргентине, а также на Сардинии, но очков не заработал.

В 2014 году на ралли Монте-Карло дебютировала раллийная команда Hyundai Motorsport. На фотографии Hyundai i20 WRC под управлением Дани Сордо. К сожалению, ни Сордо, ни Тьерри Невилль в этом ралли не преодолели дистанцию.
В польском ралли все три экипажа команд Hyundai Shell WRT и Hyundai Motorsport N (Тьерри Невилль и Николя Жильсул, Юхо Хяннинен и Томи Туоминен, Хайден Пэддон и Джон Кеннард) набрали очки, а Невилль и Жильсул снова заняли призовое место.

В 2015 году на ралли Италии Невилль и Пэддон завершили гонку на пьедестале.
Несмотря на то, что первый день ралли экипаж завершил на десятой позиции, в Hyundai Motorsport скоро отметили первую победу. Победой на ралли Германии стали для Тьерри Невилля и Николя Жильсул, а Дани Сордо и Марк Марти заняли второе место!

В первом же году после возвращения Hyundai в чемпионат мира по ралли Тьерри Невилль одержал победу на немецком этапе.
Команда Hyundai Shell WRT завершила сезон 2014 года на четвертом месте из восьми команд чемпионата мира. Впереди шли заводские команды Volkswagen и Citroen, а также M-Sport, представляющая Ford. В сентябре того же года Брайан Буффье вывел на трассу в Германии прототип на базе модели i20 нового поколения. Hyundai Motorsport не спешила с объявлением о технологическом прорыве. Мишель Нандан отметил: «Мы работаем над нашим будущим автомобилем длительное время, и вот наш прототип вышел на трассу. Но отправим его в гонку только тогда, когда будем уверены, что он сможет заменить нынешнюю версию Hyundai i20 WRC. Новый автомобиль будет существенно отличаться от того, на котором выступаем сейчас — у него другая платформа и размеры: он длиннее, шире и ниже нынешней версии. Кроме того, у него другие двигатель и трансмиссия, а также еще целый ряд компонентов. Мы продолжим заниматься усовершенствованием прототипа на протяжении всего 2015 года».

2016 год. Новая версия Hyundai i20 WRC
В 2015 году Hyundai Motorsport участвовала одновременно и на трассах чемпионата мира, и на заводе в Альценау и тестовых полигонах, где проводилась доводка новой версии Hyundai i20 WRC. В сезоне-2015 было немного подиумов: Тьерри Невилль занял второе место в Швеции и третье в Италии, Дани Сордо — третье на домашнем ралли в Испании, а Хайден Пэддон добился лучшего результата в карьере, финишировав вторым на ралли Сардинии. Тем не менее до конца сезона Hyundai Motorsport боролась за вице-чемпионство в командном зачете, но заняла третье место. Что касается Hyundai i20 WRC 2016 года, то в ноябре 2015-го вся документация по модели была направлена FIA для получения омологации, а прототип был представлен публике на автомобильном салоне во Франкфурте.

ОБЕЩАНИЯ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ
В прошлом году вспомнили слова исполнительного директора Hyundai Motor Им Так Ука, сказанные еще в 2012-м: «В WRC мы возвращаемся ради победы». 2016 год не стал годом триумфа корейской марки в чемпионате мира по ралли, но гонка за гонкой доказывали, что путь, выбранный Hyundai Motorsport, правильный. Тьерри Невиль и Николя Жильсул победили на ралли Италии, поднялись на подиумы ралли в Монте-Карло, Германии, Франции, Испании, Великобритании и Австралии. По итогам сезона завоевали второе место в зачете пилотов. Дани Сордо занял второе место — в Германии и Испании. Победу принес Hyundai Motorsport Хайден Пэддон, завершивший ралли Аргентины на первой позиции. Кроме того, Хайден финишировал вторым на ралли Швеции и третьим на ралли Польши.

В гонке по ралли в Аргентине Тьерри Невилль и Николя Жильсул одержали победу, годом ранее победу здесь праздновали Хайден Пэддон и Джон Кеннард.
По итогам года Hyundai Motorsport заняла второе место в зачёте производителей. В 2016 году задачи Hyundai Motorsport не ограничивались лишь соревновательной программой: ещё осенью в Hyundai Motor было принято решение о продолжении раллийной программы в 2017 году, что означало подготовку нового автомобиля, соответствующего требованиям серьёзно изменённого технического регламента FIA. Автомобили, подготовленные по новым правилам, должны были приобрести более агрессивную внешность, стать шире, легче и быстрее — мощность двигателей была увеличена с 300 до 380 л. с. 1 декабря 2016 года на итальянском автодроме Монца был представлен уже третий с 2014 года автомобиль, подготовленный Hyundai Motorsport, — трёхдверный Hyundai i20 Coupe WRC. Состав экипажей не изменился: в этом году цвета Hyundai Motor по-прежнему защищают Тьерри Невилль и Николя Жильсул, Дани Сордо и Мак Марти, Хайден Пэддон и Джон Кеннард. Новый сезон с новыми автомобилями даёт обильную пищу для прогнозов, и говорить о каких-либо тенденциях пока не приходится. После первых трёх гонок сезона в активе Hyundai Motor было два четвёртых места — в Монте-Карло и Швеции, восьмое место в Мексике Дани Сордо, седьмое место в Швеции и пятое в Мексике Хайдена Пэддона. А затем было ралли Франции, триумфаторами которого стали Тьерри Невилль и Николя Жильсул. Более того, коллега Невилля, Дани Сордо, в борьбе за второе место уступил четырёхкратному чемпиону мира Себастьяну Ожье, ныне выступающему за M-Sport WRT, всего 1,3 секунды!

Мишель Нандан, директор Hyundai Motor, философски отозвался о победе команды: «Кто ищет, тот найдет, — и это точно в отношении нашей команды».
В то время как капли шампанского еще искрились на подиуме ралли Франции, Нандан уже думал о следующей гонке чемпионата: «С ралли Аргентины у нас связаны радостные воспоминания о победе Хайдена и Джона в прошлом году. Мы постараемся повторить этот успех».
И действительно, Тьерри Невилль и Николя Жильсул от Hyundai Motorsport одержали победу на ралли Аргентины. Это была пятая победа команды за всю историю.
Тьерри Невилль буквально вырвал победу у Элфина Эванса из M-Sport WRT, опередив его всего на 0,7 секунды. «Не могу поверить. За всю карьеру у меня не было таких нервных последних минут гонки. Победить снова — это невероятное чувство. Это было захватывающее и сумасшедшее ралли с самого его начала», — радовался Тьерри на финише ралли Аргентины.
