«Газель»: два десятилетия отечественных дорог
В июле 2014-го юбилей — двадцать лет выпуска модели в серию. ГазельЗа годы выпуска произведено более двух миллионов машин. С начала продаж и до настоящего времени «Газель» является лидером в своем классе, занимая около 50% рынка легких коммерческих автомобилей. В октябре 2013 года бренд-консалтинговое агентство Interbrand признало «Газель» самым сильным российским автомобильным брендом, оценив его в 32,3 млрд рублей. В этом году новое поколение автомобилей «Газель» получило европейский сертификат, позволяющий продавать их во всех странах Европейского Союза и подтверждающий соответствие строгим международным требованиям надежности и безопасности.
За двадцать лет автомобиль пережил две серьезные модернизации и смену поколения. При этом сохранились лучшие черты марки «Газель» — практичность, функциональность, значительное преимущество в цене по сравнению с конкурентами, лучшая стоимость владения в своем классе, надежная рамная конструкция, приспособленная для интенсивной эксплуатации в разных географических условиях. Популярность машины привела к тому, что именем «Газель» стали называть не только автомобиль, но и весь класс коммерческих грузовиков полной массой до 3,5 тонн.
Сегодня самой стремительно развивающейся моделью на рынке коммерческого транспорта является автомобиль нового поколения – Газель НекстСерийное производство началось в апреле 2013 года. Новая модель быстро завоевала доверие и уважение профессионалов: премии «Лучший коммерческий автомобиль года в России — 2013» и «ТОП 5 Авто — 2014» были присуждены «Газели Некст».
Сегодня Горьковский автозавод производит две линейки семейства «Газель» — автомобили «Газель Бизнес» и «Газель Некст», предлагающие полный спектр легких коммерческих автомобилей для грузовых и пассажирских перевозок. Автомобили предназначены для нужд малого и среднего бизнеса, строительства, коммунального хозяйства, фермерских хозяйств, силовых структур, медицинских, образовательных и социальных учреждений страны.
С момента выпуска в 1932 году первой «полуторки» ГАЗ-АА в СССР не производили грузовики грузоподъёмностью 1,5 тонны. Несмотря на острую потребность в таких машинах, советская плановая экономика почти за полвека не смогла создать маневренный и экономичный автомобиль этого класса. Перевозки даже небольшого объёма грузов осуществлялись на среднетоннажных грузовиках, что приводило к высоким транспортным и топливным расходам.
В конце 1980-х годов, после начала перестройки и рыночной экономики, потребность в малых грузовиках стала очевидной. Государственные учреждения СССР рассматривали несколько заводов как базу для разработки такой машины. Только Горьковский автозавод с большим производственным и конструкторским потенциалом смог освоить выпуск новой модели в этот непростой период истории страны.
Практичные и доступные по цене, эти автомобили не имели аналогов в России и помогли обновить транспортный парк страны на этапе перехода к рыночной экономике. «Газель» не только вывезла Горьковский автозавод в кризисные 1990-е годы, но и дала мощный импульс развитию отечественного малого и среднего бизнеса, позволила решить проблему городских пассажироперевозок, обновить парки медицинских учреждений. В городах различного размера, в мегаполисах и сельских поселениях, на федеральных трассах и бездорожья – по всей России и в странах СНГ «Газель» стала универсальной машиной для бизнеса, здравоохранения, коммунального хозяйства, городских и социальных пассажироперевозок.
В 1988 году Горьковский автомобильный завод начал разработку собственной модели «полуторки». Три первых экземпляра и комплект чертежей были готовы к 1992 году. Впервые публике предсерийная линейка «Газелей» была представлена в августе 1993 года на Московском международном Мотор-шоу, проводившемся на ВВЦ. Серийное производство было запущено в рекордно короткие сроки: уже 20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автозавода сошла первая «Газель» — бортовой грузовик ГАЗ-3302.
В разработке ГАЗ-3302 принял участие ведущий конструктор грузовых автомобилей В. Л. Четвериков, ныне генеральный директор Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ». Дизайн создал С. В. Волков и В. И. Фузеев.
Название «Газель» предложил В.Н. Носаков, тогдашний заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ». Ю. В. Кудрявцев, Главный конструктор ГАЗа, внес огромный вклад в создание машины.
Грузоподъёмность (1,5 тонны), маневренность, важная в условиях города, надёжная рамная конструкция, возможность разной планировки салона и установки множества надстроек, оптимальная цена и быстрая окупаемость – все это способствовало рекордному успеху автомобилей. По мере изменения спроса со стороны покупателей автомобиль менялся, выходили новые модели и модификации. В июне 1995 года собран первый полноприводный автомобиль ГАЗ-33027, в декабре – цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в 1996 году начался выпуск микроавтобусов. В 1998 году на базе «Газели» создается новое семейство малотоннажных автомобилей « Соболь» грузоподъемностью до одной тонны.
В 2002 году модернизировали интерьер, внешний вид автомобилей, компоновку подкапотного пространства, поставили новую светотехнику. В 2010 году семейство обновилось выпуском «Газели Бизнес» с более чем 200 конструкторскими и технологическими изменениями в системе управления, тормозах, подвеске. Применение компонентов от мировых производителей увеличило ресурс и предложу покупателям выгодные условия гарантии. Новинка стала бестселлером на российском рынке коммерческой техники всего за полгода. Продажи ГАЗа в 2010 году выросли в 1,5 раза быстрее рынка. В том же году стали устанавливать дизельные и газобензиновые двигатели.
Автомобили «Газель Бизнес» производят и по сей день, пользуясь заслуженной популярностью. Семейству равных нет по количеству модификаций и вариантов спецтехники: грузовые и грузопассажирские модели, цельнометаллические фургоны и «комби», микроавтобусы разного вместимости, хлебные, промтоварные и изотермические фургоны, европлатформы, машины «скорой помощи» и школьные автобусы. ГАЗ единственный среди отечественных и представленных на российском рынке зарубежных производителей серийно выпускает автомобили с 4 типами силовых агрегатов: бензиновым, дизельным и двумя вариантами газобензиновых двигателей, работающих на сжатом (метан) или сжиженном газе (пропан).
В 2013 году произошли важнейшие изменения, отметившие смену поколений газовских «полуторок». В апреле прошлого года началось серийное производство принципиально нового автомобиля – «Газель Некст». В его конструкции соединены современные технические решения, высокий уровень активной и пассивной безопасности, отличная эргономика рабочего места водителя. Высокий ресурс, увеличенная до трёх лет или 150 тыс. км гарантия, самая низкая стоимость технического обслуживания, существенный ценовой отрыв от конкурентов обеспечили автомобилю лучшую стоимость владения в своём классе и сделали Некст лучшим выбором для бизнеса и коммунального хозяйства. Среди технических особенностей нового автомобиля: независимая двухрычажная передняя подвеска, реечное рулевое управление, просторная кабина из оцинкованной стали, расширенная бортовая платформа с алюминиевыми бортами.
Производство новых моделей на Горьковском автозаводе «Группы ГАЗ» ведется с учетом рыночных трендов. После бортового грузовика «Газель Некст» появились модели грузопассажирского типа с двухрядной кабиной и 19-местный автобус. Разработка цельнометаллического фургона в нескольких вариантах продолжается. Впоследствии к линейке Некст придут автомобили полной массой 2,8 и 4,6 т.
Источник: сайт Dalnoboi.org