Газ вместо бензина: взвешиваем плюсы и минусы
Установка оборудования для работы на газе в автомобиле направлена на сокращение расходов на топливо, но пока нет заметного роста популярности этого варианта.
Рассмотрим сначала газету, о которой идёт речь. Затем выясним, сколько её есть в России. После этого займемся расчётами.

СНГ и СПГ
Известны ли вам эти аббревиатуры? Содружество государств здесь не фигурирует: речь идет исключительно о газе. В автомобилях он бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который также называют компримированным (КПГ). Сжатого природного газа (метана) в нашей стране много, цена его невысока. А вот сжиженного газа (смесь пропана и бутана) у нас гораздо меньше. Однако, обращая внимание на газовые заправки, понимаешь, что ситуация обратная: заправок пропан-бутаном у нас довольно много, а вот сжатый надо искать. При этом многое зависит от региона: ближе к югу газовых заправками гораздо больше, чем «на северах».

Стоимость газа определяет спрос. Сжиженный газ сейчас стоит примерно вдвое меньше бензина, а сжатый — втрое при расчете на километр пути. Цены могут меняться в зависимости от региона. Приблизительно можно считать: пропан-бутан — 25 рублей за литр, метан — 17 рублей за кубометр. 3. А бензин — примерно 46 р./л.
Арифметика
Цены выгодны только для обладателей уже оборудованных газовых автомобилей. Остальным предстоит оплатить комплекта ГБО, его установку и регистрацию. Выбор пропан-бутана обойдется в сорок тысяч, метан — в семьдесят. Необходимо помнить о регулярном обслуживании ГБО, что тоже влечет дополнительные расходы.

Дальнейший расчёт показал, что экономичность на газе всегда будет уступать бензиновым показателям. К этому прибавьте ещё километры, которые придётся проезжать в поисках нужной заправки. По этим причинам с давних пор считалось, что газ — это лишь для тех, кто часто и много ездит. Для дачника-дедушки газ категорически не нужен, а вот предпринимателю, который ежедневно путешествует по городам и селам, это нормальное решение. Можно принять годовой пробег в 30—40 тысяч километров за планку отсчета: если у вас меньше — не стоит связываться, если такой или больше — можно попробовать.
Некоторые автовладельцы, пока не купили машину, начинают думать о её будущей продаже и цене. Наличие ГБО для них — серьёзный минус, так как указывает на изношенность автомобиля, даже если пробег скручен.
Независимости не будет
Многие ошибочно считают, что переход на газ позволяет забыть о бензине навсегда. Это неправда, так как запуск холодного двигателя на газе затруднителен: давление насыщенных паров у него меньше, чем у бензина. Поэтому переходят на газ только после прогрева двигателя. Современные системы газобаллонного оборудования это делают автоматически. В итоге, без бензина никак не обойтись.
Мифы и реалии
Многие технологии окутаны мифами, и перевод на газ не исключение. Примером служит мнение о запахе газа. Любой сторонник газового топлива скажет, что газу свойственен неприятный аромат — и будет частично прав. Ни СНГ, ни СПГ сами по себе не имеют запаха, но в состав этих видов газа добавляют вещества с резким ароматом для мгновенной реакции на утечку.
Другой повод для споров — расход топлива двигателей. В дискуссии о преимуществах и недостатках газа участвуют примерно равное число сторонников и противников. Газ не содержит серы и не способствует образованию нагара. Однако при его сгорании выделяется больше воды, что может снижать характеристики моторного масла раньше срока. Нагрев выпускных клапанов моторов на газе выше, так как горение происходит медленнее.
Помните, будущим «газоводам», объем газовых баллонов указан с запасом. В 60-литровый баллон закачают около 50 литров — это правильно: газ при нагревании расширяется, и баллон может взорваться.

Существуют автомобили, которые не стоит переводить на газ. Например, дизельные машины экономичны сами по себе. Перевод их на газ может вызвать проблемы с холодным пуском двигателя. Нет смысла переоборудовать небольшие машины, в которых уже мало места, и расход топлива у них сравнительно небольшой. Куда поместить большой баллон? Он также будет препятствовать трансформации салона автомобиля во многих случаях. Не стоит трогать автомобили под гарантийным обслуживанием — возможны серьезные неприятности, включая потерю гарантии. Вмешательство в электрику, сверление кузова, использование нерекомендованного топлива — это нарушения, которые могут привести к серьезным проблемам.
Сжиженный газ из-за большей плотности по сравнению с воздухом стремится собираться в низинах, погребах и подобных местах. Любая утечка в таких условиях может быть смертельной, поэтому въезд во многие подземные паркинги вам могут запретить.
Помогут?
Сжатому газу оказывают поддержку: расширяется сеть метановых заправок, обещана финансовая помощь газовым магистралям, а ВАЗ выпускает в серию модели «Лада» на метане, которые не будут связаны бюрократическими сложностями. Поэтому нет единого ответа на вопрос о переходе на газ — каждый должен принять решение самостоятельно, исходя из своих потребностей и возможностей.