ГАЗ-М73: спортивный автомобиль для села

ГАЗ-М73: купе для деревни

Изображение: img.freepik.com

Было два образца, отличавшихся нетипичными для того времени кузовами: купе и пикап. Компактность подчеркивала их своеобразие. Длина машин не превышала 3,5 метра. Трудно сказать точно, что ставилось во главу угла при выборе данной концепции, но коллектив конструкторов ГАЗа под руководством Г. Вассермана (который ранее спроектировал знаменитый ГАЗ-69) похоже решил добиться двух целей одновременно.

Изображение: img.freepik.com

Одновременно создавался внедорожник ГАЗ-М72 «Победа». Модели М73 предназначались для удовлетворения потребностей целинников среднего звена: бригадиров, механизаторов, агрономов и частично председателей колхозов. Для последних преимущественно разрабатывалась «Победа». Говорят, что Никита Хрущев поддержал проект, убеждая всех в том, что не только руководители должны ездить комфортно по полям в любое время года.

Изображение: img.freepik.com

Согласно непроверенной информации, ГАЗ-М73 задумывался под именем «Украинец». Это обусловливалось возможными планами правительства построить завод в УССР для выпуска новой модели. Впоследствии планы изменились, и автомобиль получил имя «Механизатор». Цель ГАЗ-М73 состояла в том, чтобы независимо от дорожных условий и погоды он мог быстро доставить пассажиров до полевого стана. Вместимость не являлась приоритетом: машины были двухместными с тесным салоном и небольшим багажником, грузоподъемность составляла всего 150 килограммов.

Изображение: img.freepik.com

Автомобили отличались от обычных своей внешностью. Функциональность соединялась со своеобразным стилем. Конструкция тоже была самобытной. Например, «революционный» несущий кузов сделал ГАЗ-М73 предшественником кроссоверов. Ведущие мосты, созданные на основе узлов ГАЗ-69, были разработаны специально для М73. Такая же история происходила с двухступенчатой раздаточной коробкой и рессорной подвеской. Мосты крепились к рессорам снизу, что увеличивало дорожный просвет. Колеса тоже были сделаны под эту модель. Лишь по двигателю, коробке передач, сцеплению и тормозной системе ГАЗ-М73 был унифицирован с 402-м «Москвичом», а не с «шестьдесят девятым», как можно было предположить. Нельзя сказать, что арсенал возможностей этих агрегатов был достаточным для внедорожника, но легкий 1,2-литровый 35-сильный мотор и трехступенчатая коробка обеспечивали ходовым образцам сносные тягу и динамику. На асфальте машины могли разгоняться до 85 км/ч при среднем расходе топлива 13,5 л/100 км.

Изображение: img.freepik.com

После появления в конце 1954 года оба опытных образца прошли обкатку, преодолев почти четыре тысячи километров на начальном этапе. Вместе с эталонным «шестьдесят девятым» и внедорожной «Победой». Благодаря небольшой массе (чуть более тысячи килограммов), короткой колесной базе (2000 мм), небольшим кузовным свесам, 220-миллиметровому дорожному просвету и другим особенностям, оба опытных ГАЗ-М73 показали хорошие результаты на бездорожье. Особенно в местах с сложным рельефом, на раскисших грунтах, в глубоком снегу и в зыбучем песке, где «малыши» подчас превосходили более массивных «родственников».

Изображение: img.freepik.com

Во время испытаний обнаружились некоторые дефекты. Например, тормоза оказались недостаточно защищенными и эффективными, а шестивольтовая система электропитания оставляла желать лучшего. Негерметичность моторного отсека также представляла собой проблему — попадавшая туда вода иногда приводила к отказу мотора. Однако эти недостатки не были критичными и могли быть устранены с относительно небольшими затратами.

Изображение: img.freepik.com

Несмотря на триумф во время испытаний, машины ГАЗ-69 ждало непростое будущее. Горьковский автозавод готовился к выпуску «двадцать первой Волги», а сельское хозяйство нуждалось в большем количестве грузовиков ГАЗ-51. Производство популярных ГАЗ-69 пришлось перенести в Ульяновск, так как освоение новой модели не представлялось возможным из-за загруженности мощностей завода. Внедрение оригинального внедорожника признали нецелесообразным, и до конвейера ГАЗ-М73 так и не добрался. Один из опытных образцов вместе с документацией и протоколами испытаний был передан на Московский завод малолитражных автомобилей. Столичные инженеры отказались от оригинальных кузовов в целях экономии. Раздаточная коробка, мосты и некоторые другие агрегаты были позже использованы для полноприводного седана Москвич-410 и его собрата в кузове универсал Москвич-411. Через сорок лет в Японии был выпущен «идейный клон» М73 под названием Suzuki X90. Продажи японского внедорожника, однако, оказались низкими — рынок экзотических машин не принял автомобиль, и производство продолжалось всего два года.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com