ГАЗ-62: старший брат Козла
Американский ленд-лиз во многом предопределил развитие советской автопромышленности в послевоенную эпоху. Так и ГАЗ-62, предшественник легендарного «Козлика», тоже был подсмотрен у американцев
Во время войны в СССР в больших объёмах поставлялись американские автомобили повышенной проходимости Dodge-WC51 (3/4). Заокеанский внедорожник по-настоящему полюбился советским военным: ленд-лизовские Dodge были просты в обслуживании, легко и недорого ремонтировались (при этом редко ломались) и обладали отличной проходимостью. Именно поэтому Dodge 3/4 спустя множество модернизаций состоял на вооружении американских вооружённых сил до начала девяностых годов и уступил своё место только «Хаммеру». По окончании войны было принято решение о создании отечественного аналога американского внедорожника, и в 1962 году появился первый экспериментальный образец ГАЗ-62.
Двигатель для советского «Доджа» был позаимствован у массового грузовика ГАЗ-51. Это был 6-цилиндровый мотор мощностью 76 лошадиных сил, и работал он в паре с четырёхступенчатой механической коробкой передач. Полный привод подключался через двухступенчатую раздаточную коробку с демультипликатором. Максимальная скорость ГАЗ-62 составляла 85 километров в час, а грузоподъёмность достигала 1000 килограммов (при массе 2570 килограммов). Интерьер автомобиля, по тем временам, тоже был на уровне: салон был оборудован мощным отопителем с обдувом лобового стекла, а задние рессоры могли менять свою жёсткость, что обеспечивало невиданную прежде плавность хода для советского внедорожника.
Спустя пару недель после появления первого прототипа осенью 1952 года начались первые испытания ГАЗ-62. На испытаниях советский автомобиль сравнивали с немецким Mercedes Unimog, как с ближайшим зарубежным аналогом, и ГАЗ-62 ничуть не уступал немцу. Автомобиль преодолевал брод глубиной до 0,8 метра и мог осилить подъёмы в 32 градуса без прицепа и в 22 градуса – с прицепом. Протяжённость заводских испытаний составила 15 тысяч километров, и получившийся горьковский вездеход был оценён «на отлично». Но, как ни старались на ГАЗе, переплюнуть Dodge по всем показателям так и не удалось. Хотя советский автомобиль и был несколько более экономичным, проходимым, а полезная нагрузка превышала «доджевскую» на 250 килограммов, американский двигатель был мощнее на 16 лошадиных сил (по массе же Dodge превосходил ГАЗ всего на 30 килограммов), и поэтому Dodge мог буксировать прицеп массой до двух тонн – в два раза больше, чем ГАЗ.
В ходе испытаний постоянно проводилась доработка модели, и к существующим прототипам добавлялись новые – с другими деталями кузова, дифференциалами и тормозами. Герметичные барабанные тормоза, впервые применённые на ГАЗ-62 были новшеством для советского автомобилестроения. Новая конструкция должна была снизить износ и повысить эффективность тормозов. И хотя герметичные тормоза действительно были эффективны, производство оказалось слишком трудоёмким, а эксплуатация – необоснованно дорогой, особенно для обычного армейского внедорожника. В результате, на ГАЗ-62 от технологии отказались, но позже идею успешно применили на плавающих БРДМ, БТР-70 и других армейских машинах.
К 1958 году ГАЗ-62 успешно прошёл все тесты. В армии внедорожник показал себя как отличный буксир для противотанковых пушек, а после межведомственных испытаний комиссия вынесла заключение о целесообразности серийного производства модели. Но по неизвестным причинам в серию ГАЗ-62 так и не пошёл – было выпущено всего 70 экземпляров модели. Однако, многие технологии, опробованные на ГАЗ-62 перекочевали на того самого «Козла», ГАЗ-69, разработка которого проводилась параллельно с испытаниями «шестьдесят второго».