ГАЗ-56: легковую историю «Газэли»

ГАЗ-56: «Газель» былых времен

В 1952 году под руководством главного конструктора по грузовикам А. Просвирнина стартовали работы над перспективной «полуторкой» ГАЗ-56, которая была нужна народному хозяйству СССР. В то время эксплуатационники предпочитали легендарную «полуторку» ГАЗ-ММ, но она морально устарела. Проект ульяновского полуторатонного грузовика, начавшийся еще в 1948 году, не вышел на конвейер. В 1954 году проект возглавил молодой конструктор А. Бутусов, для которого ГАЗ-56 стал первым проектом после работы над автоприцепами.

Изображение: img.freepik.com

В СССР в 1930-х годах советские конструкторы, побывавшие в США, создали по американской технологии пластилиновый макет грузовика. Масштабный макет ГАЗ-56, разработанный художником-конструктором Б. Лебедевым, был выполнен в стиле УАЗа. Это не случайно, так как ГАЗ-56 было результатом переработки ульяновского прототипа.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Его облик стал более сдержанным, подчеркнуто практичным. Автомобиль получил узнаваемую радиаторную решетку с вертикальными перегородками. Похожий дизайн предполагалось использовать для старшего модели – ГАЗ-51. Модель выделялась стильной внешностью передней части с фарами и подфарниками от «Победы», что придавало ему современный вид и особый шарм. Компоновка ГАЗ-56 была классической – капотной. В кабине предусмотрена вентиляция и отопление.

Автомобиль отличался специфическими конструктивными решениями: неразрезным задним мостом, телескопическими амортизаторами спереди, верхневальным двигателем, электромуфтой вентилятора системы охлаждения, продольными полуэллиптическими рессорами на резиновых втулках, герметичными барабанными тормозами и 12-вольтовым электрооборудованием. В машине использовалось сухое однодисковое сцепление, 4-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах. Для ГАЗ-56 изначально применялись стандартные колеса от ГАЗ-ММ с двухскатными шинами (в отличие от УАЗа).

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Длина компактного грузовика составляла 5085 мм, ширина — 2172 мм, высота — 1995 мм. Колесная база равнялась 3000 мм. Радиус поворота машины составлял всего 6,5 м, что обеспечивало хорошую маневренность. Максимальная скорость — 80 км/ч. При расходе бензина с октановым числом 66 около 16 л на 100 км и 80-литровом баке грузовик мог проехать около 500 км на одной заправке. Дорожный просвет под задним мостом составлял 24 см.

В 1956 году по областным дорогам Горького проходили испытания предсерийных образцов ГАЗ-56. Во время тестов обнаружилось много недостатков конструкции, например, нехватка мощности 70-сильного двигателя снижала грузоподъемность автомобиля на грунтовой поверхности на 200 кг.

Изображение: img.freepik.com

Работа по доводке шла полным ходом.
Внедрение герметичных барабанных тормозов, уже упомянутых в связи с ГАЗ-56, стало существенным улучшением и способствовало более эффективному замедлению машины в сложных дорожных и погодных условиях.
Колеса отличались весьма своеобразными, нетипичными колпаками. Стоит отметить, что тормоза имели гидравлический привод.
Машина получила штампованные крылья задних колес, упрочненные бортовые брусья кузова и другие новшества. Позже деревянную бортовую платформу заменили металлической, усиленной профилированными ребрами жесткости. Вычурные задние крылья были заменены практичными металлическими брызговиками. В таком виде машина была представлена в Москве на Выставке достижений народного хозяйства и стала наиболее известной из всех образцов ГАЗ-56 первой серии.

Модель получилась надежной и практичной, но серийное производство оставалось неопределённым. Низкая унификация с текущей продукцией создавала сложности для освоения новинки на конвейере. Чтобы минимизировать индивидуальность, приняли решение использовать кабину от перспективного грузовика ГАЗ-53. Более просторная и удобная кабина добавила массу, что усложнило работу легковому мотору тянуть более тяжёлую машину (2030 кг). Динамические качества ухудшились. Также уменьшился клиренс на 1 см, а радиус поворота увеличился на полметра.

Изображение: img.freepik.com

В 1960 году переработанный автомобиль участвовал в испытаниях грузовиков вместе с отечественными и зарубежными моделями: серийными ГАЗ-51А, Ford 350, Opel Blitz и опытным полноприводным ГАЗ-62. Пробег в 25 000 километров показал высокую надежность машины, «правильную» подвеску, но слабый мотор ЗМЗ-21, которого не хватало для автомобиля массой более 3 тонн.

Проект завершили временно. Руководство решило сосредоточиться на «53-м» модели и нескольких легковых автомобилях. ГАЗ-56 так и не появился на конвейере, но разработанные для него решения нашли применение в последующих моделях завода.