ГАЗ-2308 «Атаман»: могущество на неустойчивой основе

ГАЗ 2308 «Атаман». Колосс на глиняных ногах

Созданный в 1995 году и официально представленный годом позже, этот необычный автомобиль сразу привлёк внимание общественности. Даже на родине, в Нижнем Новгороде, его появление на улицах вызывало живой интерес прохожих. Ажиотаж вокруг новинки был вполне объясним. «Атаман» являлся представителем необычного для России тогдашнего времени класса пикапов с весьма запоминающейся внешностью. За свой своеобразный облик автомобиль получил множество ярких прозвищ, таких как «колосс на глиняных ногах», «лобастый парень», «клубок противоречий».

История «Атамана» началась в середине девяностых, когда на Горьковском автозаводе возник кризис перепроизводства «Волги». Руководство предприятия серьезно беспокоилось о сохранении мощностей цеха легковых автомобилей. Решение появилось быстро: на базе надежной волжской легковушки разработали грузовой пикап «Бурлак», обещающий освоить новую нишу рынка. Переделок потребовалось немного, но они были значительными. Увеличение базы автомобиля на 300 мм подразумевало удлинение карданного вала и тросов «ручника». Кроме того, необходимо было усилить подвеску и оснастить заднюю часть машины рамой, стыкуемой с лонжеронами. Но из-за капризов рынка ситуация с «Волгой» изменилась к лучшему, в отличие от грузовиков, которые внезапно оказались в опале. Неудивительно, что «Бурлак» был направлен на грузовое производство, где под влиянием технологических причин (маленькая окрасочная камера, переизбыток некоторых видов сборочных позиций) на его базе родился пикап ГАЗ 2307. Это транспортное средство было немыслимым симбиозом кабины ГАЗ 3307 (с оригинальным носом) и платформы типа «Волга» на «бурлацком» шасси. Фактически оно и стало прообразом «Атамана». Затем автомобиль получил раму, индивидуальную ходовую часть и линейку моторов – 4-цилиндровый бензиновый, V-образный 8-цилиндровый бензиновый и 4-цилиндровый турбодизель.

Более подробно поговорим о полноприводном ГАЗ 2308 «Атаман» и его заднеприводной версии ГАЗ 2309, которую называют «Атаманшей». На заводе автомобили выглядели еще более необычными. Казалось бы, всё у машин на месте. Но большинство из присутствующих не могли сдержать улыбки. Некоторые почему-то приговаривали популярную в то время фразу: «Я тебя слепила из того, что было…».

Судя по одежде, провожают по уму. В трехместных кабинах обеих машин было очень просторно. Благодаря огромной площади остекления, их отличала отличная обзорность. Интерьер пикапов был спартанским. Различие заключалось лишь в количестве рычагов коробки передач. У внедорожной версии к рычагу пятиступенчатой коробки передач добавлялись два дополнительных: включающие понижающую передачу и блокирующий межосевой дифференциал.

На пикапах устанавливались различные силовые установки: на «Атамане» — V-образная грузовая 100-сильная «восьмерка» объемом 4,25 литра, а на «Атаманше» — рядная 2,89-литровая «четверка» сходной мощности. Начальное движение пикапов сопровождалось динамичным разгоном (благодаря волговским редукторам), приглушенным рокотом двигателя и гулом внедорожной резины. «Атаман», оснащенный постоянным полным приводом, был несколько громче «Атаманши». Рулевое управление с гидроусилителем было легким и заслуживало похвалы. Педали, в частности педаль сцепления, требовали значительных усилий. На асфальте «Атаманша» была динамичнее и быстрее из-за отсутствия полного привода и меньшей массы. В целом динамические характеристики обеих машин были сопоставимы и вполне приемлемы.

На булыжном спецучастке демонстрировалась проходимость ходовой части. Чувствовалось, что конструкторы газовского завода много трудились над её созданием. Удалось достичь компромисса: минимизировать «трясучку» и обеспечить грузоподъемность в 800 килограммов. Вероятно, основная заслуга этого заключалась в длинноходных пружинной передней и рессорной задней подвеске. По грунту оба пикапа передвигались вполне уверенно, временами преодолевали подъемы с уклоном в 20-25 градусов. Но на рыхлом песке «Атаманша» внезапно проседала и закапывалась, подчеркивая свою заднеприводную природу. Для «Атамана» преград практически не существовало. Вызволив из плена «Атаманшу», он уверенно преодолевал пересеченность в любом направлении.

Горьковские пикапы произвели приятное впечатление, показав себя функциональными автомобилями своего времени. ГАЗ 2309 – для дорог с хорошим покрытием, ГАЗ 2308 – для любых. Последняя модификация получила разрешение на серийное производство, которое планировалось начать в 2000 году. Однако в этот период руководство ГАЗа сменилось (завод перешел под контроль «Базового Элемента» Олега Дерипаски), начались серьезные реорганизации, поставившие крест на проекте. В итоге была выпущена небольшая экспериментальная серия «Атаманов», после чего производство прекратилось. Большинство машин ушло в небытие, но некоторые, приобретенные частными владельцами, успешно эксплуатируются до сих пор.

Технические характеристики
Габариты 5060х2070х1910 мм
База 3100 мм
Снаряженная масса 1850 (1740) кг
Двигатель бензин., V-образный, 8-цилиндр. (4-цилиндр.), 4250 (2890) см3, 100 (105) л.с.,
Трансмиссия Механическая пятиступенчатая коробка передач с полным (задним) приводом.
Размер шин 225/75 R16
Динамика 120 (125) км/ч
Расход топлива (город) 18 (15) л на 100 км

Прочитайте статью о внедорожнике «Канонир» производства Санкт-Петербурга.