Формула-1: надежда на чудо
«Формула 1». В ожидании чуда
Русский менталитет проявляется ярко. Вроде бы уроки из национальных сказок усвоили, где все делается «по щучьему велению, по моему хотению…». Только наше желание выходит за рамки даже сказочных возможностей. Достаточно посмотреть на реакцию болельщиков «Формулы-1» на дебют Виталия Петрова в гонках.

Пока трансляция Гран-при Малайзии идёт полным ходом, уже несколько знакомых позвонили. Спросили про Петра, спрашивают, что с ним происходит и когда он добрается до финиша. Говорят, за страну обидно. Поскольку на кон поставлена национальная идея, я попытался получить информацию о том, как прошли для Виталия первые три этапа чемпионата мира — из первых рук, из команды Renault F1 Team.
Гран-при Бахрейна
Первый этап чемпионата мира — 2010 был подобен первой брачной ночи. Автомобили, подготовленные по новым техническим требованиям, дорабатывались буквально до самого старта, и результаты предсезонных тестов мало что могли сказать об их реальном потенциале. Renault F1 Team исключением не являлась, и Виталий Петров с Роберт Кубица проводили тестовые сессии по индивидуальным программам. Теперь предстояло объединить результаты работы команды в единый механизм, учитывая различие стилей вождения Роберта и Виталия, что требовало различных настроек автомобилей. И поверьте, попытка сравнить значение альянса гонщика с инженером в тех «формулах», где раньше выступал Петров, с подобным дуэтом в команде «королевских гонок» абсолютно бесперспективна. И этому, как говорил известный теоретик, нужно учиться, учиться и учиться.
Виталий остался недоволен результатом первой квалификации: пройдя во вторую сессию без проблем, в финальную десятку не попал. Оппоненты, возможно, вспомнят, что разрывы Петрова и Кубицы во время субботней утренней свободной тренировки были не такими большими, как в квалификации, но следует помнить о значении каждой из этих двух сессий и психологическом прессинге на дебютанта «Формулы-1».
Руководитель Renault F1 Team Эрик Буйе прокомментировал результат квалификации: «Виталий показал максимум того, на что он сейчас способен. А что касается ошибки, попытки обогнать самого себя… Любой гонщик старается найти свой максимум — чуть быстрее зайти в поворот, чуть позже затормозить. И это вполне нормально».

Виталий Петров
© Фото: Renault F1 Team
Жизнь гонщика «Формулы-1» часто расписана по часам, а в гоночный уик-энд — буквально по минутам. Новичку Больших призов к этому нужно привыкнуть. Нередко нештатные ситуации происходят непосредственно перед стартом. На сей раз Берни Экклстоуну показалось, что на стартовой решетке находится слишком много представителей команд, и он запретил присутствие на ней физиотерапевтов. Это в 40-градусную жару, когда специальные меры, способствующие более комфортному состоянию гонщика, крайне желательны. За полчаса до старта в паддоке было распространено предложение пилотов о бойкоте такого решения. Предлагалось вывести машины на старт и покинуть стартовую решетку, а вернуться в кокпиты непосредственно перед стартом гонки. Перед первым в его жизни Гран-при Виталию тоже предстояло принять решение — поддержать товарищей по цеху или смириться с прихотью Берни. Нужно привыкать и к тому, что кроме непосредственно гонок в «Формуле-1» придется решать и массу иных проблем.
Великолепный старт позволил Виталию опередить шестерых соперников, после чего он уверенно ехал и… сошел с трассы. На одиннадцатом круге, преследуя Рубенса Баррикелло, Петров сообщил в боксы о проблемах с передней подвеской. Инженеры, проанализировав данные телеметрии, отметили отсутствие проблем и рекомендовали продолжать атаки на Баррикелло. Но через круг Виталий подтвердил неполадки с правым передним колесом и получил приказ заехать в бокс. Гонка для него завершилась. Оценивая ситуацию, Виталий вспомнил слишком широкий выход из поворота и жесткий наезд на поребрик, связав этот эпизод с причиной схода. Тем не менее, технический директор Renault F1 Team Джеймс Эллисон констатировал: «Поломка произошла из-за того, что при движении с полными баками рычаг подвески касался корпуса, что привело к повреждению узла крепления. Это инженерный просчет».
Гран-при Австралии

Боксы Renault F1 Team
© Фото: Renault F1 Team
В Мельбурне Оксана Косаченко, менеджер Виталия Петрова, отметила уютную атмосферу: небольшой паддок, маленькие боксы. По её словам, всё как в «Формуле-1» начала 80‑х годов. Стартовавший на городской трассе Альберт-парка впервые Виталий признался, что она сложнее даже Монте-Карло. Трасса узкая, достаточно опасная с абразивным асфальтом. Без досконального знания каждой кочки и специфики покрытия на каждом участке рассчитывать здесь на высокие результаты бессмысленно.
Свободная практика показала Виталию неудачу с самого начала. 18-е место в квалификации он назвал провальным результатом: два неплохих заезда и ошибка в третьем. Но отличный старт позволил ему подняться на восемь позиций вперёд.
В ходе дальнейшего освоения россиянином мира «Формулы-1» произошел вылет с трассы практически сразу после замены резины на шины с жестким составом. Не накатанный и не прогретый комплект, мокрый участок трассы… Но имелась еще одна причина. Во время предсезонных тестов Виталий никак не мог добиться оптимальной регулировки тормозов. Регулировки менялись и на тестах, и на первом Гран-при в Бахрейне, но желаемого результата не получалось. Попытки изменить баланс предпринимались и в Австралии. В «Формуле-1» нет места для оправданий, и максималист Эрик Буйе считает, что если любой другой пилот удерживает автомобиль на трассе, значит, так и должно быть. Гоночный инженер Виталия Марк Слейд взял часть вины на себя: «Мы не могли выпускать на трассу неопытного пилота с не отрегулированными тормозами. В подобной ситуации ошибка была почти запрограммирована».
Гран-при Малайзии

Боксы Renault F1 Team
© Фото: Renault F1 Team
Гонка прошла под ожиданием дождя, квалификация — под его влиянием. Для Виталия уик-энд начался удачно. В первой квалификации правильная стратегия принесла шестое место, а затем, когда открылись небесные хляби, спокойно ждали продолжения. Борьба за выход в десятку проходила под усиливающимся дождем, оставалось всего пять минут до ее окончания, когда из боксов Виталию дали указание сбросить темп и остудить шины. Затем на быстром круге Виталий попал в трафик, показал хорошие результаты на двух секторах и… решил, что время квалификации закончилось. Тем не менее, в Малайзии Петров показал свой лучший квалификационный результат — 11-е место на старте. А помните, на каких позициях на старте этой гонки разместились пилоты Ferrari и McLaren? Тактические планы инженеров играют и будут играть важную, а иногда и решающую роль в ходе и итогах гонок. А умению общаться с инженерами в ходе заезда, анализировать советы и принимать решения новичку в Ф1 еще нужно учиться, учиться и учиться.
К феноменальному старту Петрова все уже привыкли, поэтому о том, что в этот раз Виталий сумел отыграть всего две позиции, Алексей Попов сообщил даже с огорчением. О локальном сражении Петрова и Хэмилтона французские телевизионные комментаторы говорили как об самом интересном эпизоде гонки. Но после пит-стопа темп Петрова заметно упал из-за нового жесткого комплекта шин (урок Австралии не прошел даром) и начавшихся проблем с переключением передач. А на 34-м круге на Renault R30 отказало сцепление.
Можно предположить, что и в Китае Виталию будет непросто: в гонках GP2 в Шанхае он стартовал лишь раз, и сказать, что с этой трассой у него сложились хорошие отношения, нельзя. Тем не менее очень хочется, чтобы болельщики продлили кредит доверия первому россиянину в «Формуле-1» и запаслись терпением. Как это сделал, например, владелец команды Renault F1 Team Жерар Лопес: «Мы сознательно сделали ставку на пилота без опыта и известности. И готовы к тому, что Виталий не финиширует в первом десятке гонок. Только потом мы будем делать выводы о его недостаточно быстрой адаптации к “Формуле-1”».
Виталий Петров
© Фото: Renault F1 Team