Формула-1: мир контрастов.

Формула-1. Страна контрастов
Это два полюса: локальная территория Грейт Нойда в штате Уттар-Прадеш, где построен Buddh International Circuit, и вся Индия. Даже этот оазис «Формулы-1» наполнен местным колоритом. Люди, имеющие отношение к «Большим призам», привыкли к определенным стандартам. Специфика индийского Гран-при добавила к этим гласным и негласным правилам сильную эмоциональную составляющую. Как у женщины, вероятно, эта составляющая преобладала. Посему я поделила все увиденное на две части: впечатление от Индии, страны, с которой ожидала многого, и восприятие непосредственно Гран-при.
Виталий Петров
© Фото: Lotus Renault GP
Индия — невероятно бедная страна, хотя здесь живут много миллионеров. Лачуги, горы мусора, на котором лежат коровы, голые люди вдоль дорог без туалетов в домах — это то, что я увидела. Рассказы о крысах и кузнечиках вызвали большой интерес в российских СМИ. Дорожное движение — песня. Старые автобусы с людьми на крыше едут на полной скорости, даже по встречке. «Мотопарк» здесь заставляет Италию отдыхать: семьи ездят на мопедах, а иногда и мартышки держатся за родителей. Светофоры уважаются редко, скорость — главная ценность. Водители — Нараин Картикиян или Карун Чандхок, но популярна и фигура Дженсона Баттона из-за его роли лицом бренда Johnnie Walker в Индии. У индийцев особые отношения с алкоголем.
Совладелец команды Lotus Renault GP Жерар Лопес не доволен результатами Гран-при Индии.
© Фото: Lotus Renault GP
Нужен ли Индии Гран-при?
По моему глубокому убеждению, это сейчас вопрос праздный. Индия — весьма позитивный пример того, как люди, имеющие огромное желание и, разумеется, финансовые возможности, смогли реализовать грандиозный проект. Можно говорить о том, какие организаторы плохие и насколько им мешает природная лень, можно перечислить массу недоделок и посетовать на менталитет, затрудняющий общение, сослаться на различие стандартов… Но при всем при том гонку посетили 100 000 зрителей, было продано 80 000 билетов (причем проданы они были за два месяца до гонки, а еще за две недели до Гран-при было неизвестно, состоится ли он). И вопрос может заключаться лишь в том, есть ли у организаторов Гран-при Индии желание прислушаться к критике и исправить те самые недоделки. Если так, то, по моему мнению, у этой гонки большие перспективы.
Виталий Петров
© Фото: Lotus Renault GP
Я наблюдала квалификационные заезды вместе с автором проекта трассы Германом Тильке, и было интересно видеть его переживания во время заездов. После квалификации к нам пришёл Виталий Петров, я попросила Германа открыть секрет и дать Виталию совет о подходящих местах для обгонов на этой трассе. Тильке ответил: «Никаких секретов — эта трасса почти на всем протяжении приспособлена для обгонов!» Возможно, это не совсем корректно, но я сравнивала гонку на Buddh International Circuit с дебютом годичной давности — Гран-при Кореи. И отметила безусловное превосходство первой. Правда, была и доля везения в том, что гонка не пришлась на сезон дождей, и выезжавшие на траву автомобили не утопали в грязи, как это было в Корее. Промоутор гонки, компания Jaypee Group, арендуя земельный участок под трассу и занимаясь строительством, не ставила задачу заработать непосредственно на Гран-при. Доход будет приносить созданная вокруг трассы инфраструктура, включающая гостиничные и развлекательные комплексы. И я могу подтвердить, что вся страна жила этой гонкой. Мне удалось достаточно много поездить по Индии, и везде попадались плакаты с изображением болида Force India и надписью: «Одна страна, одна команда». Согласитесь, достойный пример сильной национальной идеи. Трибуны и даже трава зон безопасности были покрашены в мотивах государственного флага. О том, что Нараин Картикиян и Карун Чандхок здесь просто национальные герои, я уже говорила выше. Даже кассир, продававший билеты для входа в Таджмахал, живо поинтересовался, почему в гонке не поедет Чандхок. А когда я, уезжая из Индии, опоздала к регистрации на мой рейс, то виза, подтверждавшая причастность к «Формуле-1», послужила своеобразной индульгенцией. И еще один момент, который меня сильно тронул. Ни на одной трассе я не слышала, в какой тишине люди слушали национальный гимн. От этой тишины просто звенело в ушах.
Виталий Петров: «В боксе допустил оплошность при взаимодействии с системой сцепления».
что привело к потере времени».
© Фото: Lotus Renault GP
Гонка
Команда недовольна результатами Гран-при: Виталий Петров занял 11 место, Бруно Сенна — 12. Автомобили были достаточно быстрыми, тактика верной, но пилоты могли показать лучшие результаты. У Бруно возникли технические проблемы: KERS не работал почти всю гонку. Возможно, Виталия повлиял климат, не позволив ему выложиться полностью. Также была ошибка при работе со сцеплением на пит-стопе. Сам Виталий разочарован результатом. Любому пилоту тяжело признавать ошибки. Атмосфера в команде напряженная. Когда выйдет этот номер журнала, позади уже будет Гран-при Абу-Даби, и ситуация может разрешиться. Но на момент окончания Гран-при Индии борьба за пятое место в Кубке конструкторов приобрела особую остроту. Это не просто спортивный результат: чем выше команда в итоговой таблице, тем больше финансирования от менеджмента «Формулы-1». Каждая ошибка дороже. Чем ближе финиш сезона, тем больше давления и меньше права на ошибку.
В Индии «Формула-1» встретила большой интерес.
© Фото: Lotus Renault GP