Формула-1: игра с высокими ставками

«Формула 1». Игра на деньги

За последние пять сезонов автомобильные компании вложили в «Формулу-1» более шести миллиардов долларов — в среднем по 1,2 млрд долларов ежегодно. Что побуждает автопроизводителей тратить такие средства и окупаются ли колоссальные затраты?

Изображение: img.freepik.com

«Формула 1». Ferrari

© Фото: Ferrari

Изображение: img.freepik.com

«Формула 1». Toyota

© Фото: Toyota

За почти 60-летнюю историю «Формулы-1» 16 крупных автопроизводителей пытались покорить гоночный Олимп. 14 из них выставляли в Большом цирке заводские команды, еще две — Ford и Peugeot — ограничились поставками моторов. У всех векторов успеха был разный. Aston Martin, Bugatti, Lamborghini, Lancia и Jaguar покидали Ф-1 после нескольких сезонов или гонок. Porsche, Alfa Romeo и Maserati добились нескольких громких успехов. Ferrari, Mercedes-Benz и Renault продолжают победный марш. BMW, Honda и Toyota много лет топятся на месте. Автопроизводители швыряют к ногам «гоночной королевы» сотни миллионов долларов в ожидании удачного случая, но никакие золотые горы не гарантируют успеха. Почему же автопроизводители ежегодно вкладывают в Ф-1 огромные деньги, и окупаются ли их инвестиции? Давайте попробуем оценить эффективность капиталовложений.

В Формуле-1 шесть автопроизводителей ведут команды. Несмотря на то, что McLaren формально не является заводской командой Mercedes-Benz, контрольный пакет акций британской команды принадлежит немцам. Лидерство по объему инвестиций удерживают японские компании. Капиталовложения Honda превысили $400 млн в год. Toyota чуть скромнее — в прошлом году фирма инвестировала в программу Ф-1 «лишь» $275 млн. Не намного отстают немцы: на протяжении трех последних сезонов содержание гоночных команд обходится Mercedes и BMW в $220–240 млн. Скромнее всех инвестиции Renault и Fiat. Как это ни удивительно, но два концерна, которые с 2000 года делят между собой все титулы Большого цирка, вкладывают в свои программы намного меньше собственных средств, нежели конкуренты.

Изображение: img.freepik.com

«Формула 1». Toyota

© Фото: Toyota

Изображение: img.freepik.com

«Формула 1». Renault

© Фото: Renault F1 Team

Придя к власти в Renault в 2005 году Карлос Гон, известный своей эффективностью в сокращении расходов, вызвал сомнения у многих относительно дальнейшего финансирования программы Формулы-1. Несмотря на две победы в чемпионате мира, спавшие гоночную команду от резкой остановки, Гон все равно ограничил инвестиции Renault до $110-130 млн, что в 3,5 раза меньше расходов Honda. Fiat тратит на команду еще меньше – вдвое меньше, чем Renault.
Имя Ferrari и его победы как магнит привлекают деньги спонсоров. Philip Morris, единственный табачный гигант, оставшийся в Формуле-1 после запрета рекламы сигарет, делает инвестиции в размере 200 миллионов долларов под брендом Marlboro, что позволяет Fiat максимально сократить расходы. Гоночная команда полностью расходует доход Ferrari от производства серийных автомобилей – около $40 млн. В то же время собственные инвестиции Fiat составляют всего лишь $6 млн.

Низкие объемы инвестиций, 350-миллионные спонсорские вливания и успешные выступления в гонках дают Fiat уверенно занимать первое место по окупаемости вложенных средств. За два последних сезона Ferrari одержала 18 побед и завоевала 405 зачетных очков, потратив на программу Формулы-1 около $92 млн собственных средств Fiat. Таким образом, каждая победа в Гран-при обошлась концерну всего в $5,1 млн, а каждое завоеванное очко — в $227 тыс. У Renault эти показатели — $30/0,933 млн, у Mercedes — $57,75/1,408 млн. Только эта тройка реально окупает свои капиталовложения в Большой цирк. Что касается остальных автопроизводителей, то если результаты BMW выглядят более или менее прилично, то показатели японских компаний просто удручающи.

Руководство концернов решает, стоит ли игра свеч. Но факт остается фактом: Toyota и Honda, придя в начале тысячелетия в Ф-1, сделали себя заложниками королевы автоспорта. Уйти сейчас значит признать поражение и нанести удар по имиджу марки. Поэтому японцам не остается ничего другого, как год за годом вкладывать в гоночную программу все новые миллионы долларов и ждать милости Фортуны. Пример самураев отнюдь не заразителен. Volkswagen и Suzuki на рубеже веков также подумывали о дебюте в Ф-1, но быстро отказались от таких планов. Слишком уж дорого обходится автопроизводителям успех в королевских гонках.

За последние два сезона за каждое набранное очко в «Формуле-1» Toyota тратит 10,5 млн долларов. Fiat же расходует в два раза меньше средств на каждую победу Ferrari — 5,111 млн долларов. Сами очки Scuderia обходятся всего в 227 тыс. долларов — это абсолютный рекорд современной «Формулы-1».