Формула 1: Захватывающее зрелище

«Формула 1». Горячий праздник

Гран-при «Ф1» – это не просто гонка, а масштабный комплекс мероприятий, требующий слаженной работы множества служб. Для журналистов это напряженные дни, для гостей и зрителей – настоящий праздник. Нашим специальным корреспондентом были запечатлены события, предшествующие старту, на этапе чемпионата в Нюрбургринге.

Пятница

Изображение: img.freepik.com

Северная петля Нюрбургринга

© Фото:

До начала первой тренировочной сессии «Формулы-1» остается два часа, однако на трибунах уже можно увидеть зрителей. Среди них преобладают поклонники и друзья гонщиков Porsche Michelin Supercup, которые проводят свободную практику, но и здесь заметно преобладание красного цвета – цвета фанатов Ferrari и Михаэля Шумахера.

Выезд из тоннеля, «стена славы», аллея с деревьями, каждое из которых названо в честь человека, а также памятник немецкому автогонщику Вольфгангу фон Трипсу, трагически погибшему в сентябре 1961 года на Гран-при Италии. За ним располагается паддок, зона, находящаяся за трибунами».

Звук зуммера датчика, подтвердившего подлинность аккредитационной карточки, поворот «ежика» турникета, и вы попадаете в эпицентр мира Формулы 1. Перед вами – состязание дизайнеров, их идей и фантазий. Пусть функциональность мотор-хоумов обусловлена утилитарными целями (возможность приема гостей, рабочее пространство для персонала, мини-офисы), но, безусловно, это и визитная карточка команды. Рядом располагаются «дома» двух давних соперников: алые «космические капсулы» Scuderia Ferrari Marlboro и серебристая «вилла с солярием» West McLaren Mercedes. К слову, мотор-хоум от McLaren – это недавняя разработка, представленная в апреле. Главная концепция комплекса заключается в объединении всех служб команды в одном месте.

«Улица заканчивается палатками компаний Michelin и Bridgestone, занимающихся производством шин. Рядом с ними сложены огромные запасы покрышек, повсюду ведется активная работа. Заметив направленный на монтажный стенд фотоаппарат, технический комиссар, появившийся, казалось, из ниоткуда, сделал предупреждение: «Фотографировать внутри палатки запрещено».

В начале паддока, в двух серых грузовиках, располагается центр управления Гран-при. Несмотря на внешнюю тишину, именно здесь чаще всего можно увидеть Берни Экклстоуна, руководителя «Формулы 1.

В четверг, когда трасса еще была свободна, директор гонок Чарли Уайтинг, представляющий FIA, неторопливо осматривал кольцо «Нюрбургринг». Эта «прогулка» протяженностью 5,146 км занимает у него примерно два часа. В руках у него карта, на поясе – мобильный телефон и цифровая камера. Он проверяет каждый метр трассы и защитные сооружения. Например, размеры гравийных ловушек строго регламентированы: максимальный размер камушков, глубина слоя – не менее 25 см.

Первичный осмотр трассы Уайтинг осуществляется за два месяца до старта гонки, при этом все обнаруженные недостатки сообщаются помощникам-инженерам. Для каждого участка трассы, нуждающегося в улучшении, создается отдельный файл. При этом особое внимание уделяется таким аспектам, как размещение рекламных конструкций, установка телевизионного оборудования и прочие детали.

В четверг состоится финальный осмотр. Возможно, потребуется исправить состояние обочины, немного повернуть край рекламного щита, представляющего опасность, и переместить телекамеру, объектив которой выступает за ограждение.

В чем секрет серых грузовиков, пневматические двери которых открываются крайне редко? Внутри размещены офис технического представителя FIA Джо Бауэра, а также лаборатории, предназначенные для изучения топлива и программного обеспечения. Работа в них ведется с четверга по субботу.

Инженеры FIA проводят анализ и утверждают каждый тип используемого топлива. В течение сезона горючее болидов может быть изменено до десяти раз, в зависимости от особенностей трассы. Поэтому лаборатория хранит множество небольших металлических банок с образцами топлива. Эти образцы используются не только в Формуле-1, но и в Формуле-3000.

Проверка соответствия эталонным значениям начинается на этапе квалификации, при этом отбор проб может производиться несколько раз. Экспресс-анализ занимает 45 минут. Сначала образец нагревают до 280 °С, после чего он охлаждается. Результаты исследования представляются в виде графика, демонстрирующего содержание всех присутствующих в топливе элементов.

При проведении исследований всегда отбираются три образца: один остается в лаборатории, второй передается команде, а третий – для независимой экспертизы в случае разногласий. «Наша служба также обслуживает заправочное оборудование, — пояснил руководитель лаборатории Петер Тибетц. — К тому же, команды, меняющие тип топлива, нередко обращаются к нам с запросом на проверку баков на предмет остатков предыдущего горючего. Ferrari, McLaren и Toyota справляются с этим самостоятельно, а остальные заказывают нашу помощь».

Суббота

Дневная программа включает в себя две утренние тренировки, квалификационную сессию в «Формуле 1», гонку в «Формуле 3000», вторую квалификацию Porsche Michelin Supercup и гонку национальной «Формулы BMW ADAC». В паддоке царит все более оживленная атмосфера, а на трибунах собирается все больше зрителей.

На первой тренировке F1 приняли участие Дэвид Култхард, Михаэль Шумахер, Кими Райкконен и Рубенс Баррикелло. Лучший результат Дэвида Култхарда составил 1’31.886, а у Баррикелло — 1’32.969.

Вторая сессия показала следующие результаты: Михаэль Шумахер (1’30.658), Кими Райкконен (1’31.176), и Дженсон Баррикелло (1’31.332). Неожиданным сюрпризом стало попадание пилота Sauber Petronas Ника Хайдфельда на четвертое место с результатом 1’31.422).

Квалификация» определила итоговое распределение мест: Хуан Пабло Монтойя показал лучшее время (1’29.906), за ним расположился Ральф Шумахер (1’29.915), а Михаэль Шумахер занял третье место (1’30.035). Баррикелло финишировал четвертым, пилоты McLaren оказались на пятой (Култхард) и шестой (Райкконен) позициях.

В то время как на трассе разворачивается напряженная борьба за время, а на трибунах болельщики приветствуют своих любимых гонщиков, за тонированными стеклами мотор-хоумов FIA кипит кропотливая работа. Внутри царит атмосфера, схожая с диспетчерским центром. Само пространство не большое, однако на тридцати мониторах в режиме реального времени отображаются события, происходящие на каждом метре Нюрбургринга. Одновременно ведется видеозапись.

Руководством гонки руководят три человека: Чарли Уайтинг, обозреватель FIA Хэрби Блаш и оператор Гвенда Серл. В общей сложности штат насчитывает около 20 сотрудников. Именно здесь наиболее ощущается динамика гонки. Поддерживается непрерывная связь со всеми службами, включая технический контроль на пит-лейн, спасателей, медиков, маршалов на трассе и хронометристов. Все происходит очень быстро: Уайтинг дает указание, оператор Серл вводит данные в компьютер, и на трассе немедленно появляется, например, желтый или синий флаг.

Серл использовал карту в виде «кольца», разделенную на участки длиной 200 метров. Каждый гонщик обозначен инициалами. Зеленым цветом выделяются участники, находящиеся на трассе, пурпурный указывает на автомобиль в зоне дозаправки, а красный – на гонщика, движущегося недостаточно быстро. Данные с карты поступают в пресс-центр и передаются пилотам.

На пит-лейн технические комиссары FIA работают в напряженном темпе. В бокс въезжает McLaren Mercedes Дэвида Култхарда, и работа здесь напоминает деятельность муравейника. Для проверки соответствия допустимым размерам на заднее крыло накладывают шаблоны. Джо Бауэр активирует весы. Результат: автомобиль соответствует требованиям. Дэвид получает сертификат весового контроля и выезжает из гаража. Следующий! Вся процедура занимает всего 60 секунд.

«Разогревом перед основным стартом стала гонка в классе «Формула 3000». Заметно, что с момента переименования Arden Russia в Arden International команде сопутствовал успех. Чешский пилот команды, Томаш Энге, занимает второе место в общем зачете и разделил первую стартовую позицию с лидером – Себастьеном Бюрда из Super Nova Racing. На трассе Нюрбургринга Бюрда одержал третью победу, а Томаша Энге сошел с дистанции… Кто же стал причиной? Энрико Токкачело, хорошо знакомый российским поклонникам автоспорта по его выступлениям за команду «Арт Лайн Инжиниринг!

Воскресенье

В паддоке не протолкнуться — команды принимают гостей. Разных по росту. Теле- и кинозвезды, известные спортсмены, фотомодели проходят вдоль мотор-хоумов. После многочисленных ланчей их перемещают в боксы команд. Пилоты, «неожиданно» появившиеся на «променаде», фотографируются с друзьями, их детьми и подругами.

Возле мотор-хоума West MaLaren Mercedes собралось около десятка фотографов. Кто эта знаменитость, посетившая стан «Серебряных стрел»? За одним из столиков заметна рыжая шевелюра Бориса Беккера и кудрявые волосы его темнокожей дочери…

По пит-лейн, вдоль боксов, прогуливаются гости паддок-клуба. Здесь нельзя увидеть пилотов и представителей команд, но можно оценить, как механики доводят до совершенства обтекатели гоночных автомобилей…

До начала Гран-при Европы остался час. Телеоператоры, освещающие гонку на пит-лейн, уже надели огнестойкие комбинезоны и подготавливают оборудование к работе.

Пожилой человек в халате с большой надписью «Doctor» – это Сид Уоткинс, главный врач команды «Формула 1». В настоящее время он занимается раздачей автографов, однако с готовностью отрывается от этого занятия, чтобы поговорить с журналистом из России. «В последнее время, — отмечает Сид, — предпринято немало усилий для повышения безопасности гонщиков. Мы уделяем особое внимание качеству барьеров. Планируется установка дополнительных устройств в болидах для защиты шеи и головы пилотов. Президент FIA Макс Мосли стремится к безопасному автоспорту, но, к сожалению, достичь этого пока не представляется возможным. Автогонки всегда были связаны с риском».

Еще один ключевой участник грандиозного представления — пилот пейс-кара Бернд Майландер, ранее выступавший в серии DTM. «Это мой третий год в этой роли, — отмечает Бернд. — Чаще всего все хотят узнать, насколько быстрый мой автомобиль. Я отвечаю: в прошлом году в Хоккенхайме мне удалось разогнаться до 174 км/ч. Но важнее всего поддерживать высокую скорость в поворотах и при этом сохранять контроль над машиной. Я всегда работаю с ней на 95% ее потенциала»…

Словно по волшебству, пилоты занимают свои места в кабинах, механики убирают тележки с оборудованием с линии старта, а пейс-кар, подмигивая огнями, занимает позицию в конце группы.

Представители высшего руководства заняли места перед телевизорами в паддок-клубе и мотор-хоумах. Почти все столики в просторном пресс-центре заняты. На трех мониторах транслируется обстановка на трассе и в гаражах, еще два экрана демонстрируют техническую информацию: гонка в режиме онлайн, температура воздуха и асфальта, сила ветра… Тишина.

Красные сигналы светофора загорелись, затем погасли, и на их место вспыхнули зеленые. Одновременно пресс-центр наполнился пестрой смесью голосов: «Впереди два автомобиля BMW Williams! Дэвид Култхард нападает на позиции Ferrari! Баррикелло вырывается в лидеры!»… Гран-при начался.