Формула 1: естественный отбор

«Формула 1». Естественный отбор

Текущий чемпионат мира по автогонкам класса «Формула 1», подобно прошлому сезону, ознаменовался доминированием двух ведущих команд: Scuderia Ferrari Marlboro и West McLaren Mercedes.

Отрыв лидеров от остальных команд был настолько велик, что чемпионат напоминал два отдельных соревновательных этапа. BMW Williams F1 (3-е место) уступала West McLaren Mercedes (2-е место) 116 очков. За двадцать лет в Кубке конструкторов «Формулы 1» только однажды разрыв был больше: в 1988 году Williams набрала 199 очков, а Ferrari, занявшая второе место, — всего 65.

В чемпионате Формулы 1 восемьдесятых — начале девяностых годов одна команда часто демонстрировала явное превосходство над остальными. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 1996 году, когда Williams опередила ближайшего соперника, Ferrari, на 105 очков.

Scuderia Ferrari Marlboro

В 2000 году возрожденная итальянская команда одержала победу в обоих чемпионатах — пилотов и конструкторов. Мечты миллионов поклонников Scuderia Ferrari Marlboro сбылись после двадцати одного года ожидания. Последним гонщиком, выигравшим чемпионский титул за рулем Ferrari, был южноафриканец Джоди Шектер в 1979 году.

Мечта воплотилась в реальность благодаря французскому менеджеру Жан Тодту, приглашённому в Ferrari в 1993 году, и коллективу, которого он собрал. Тодт начал работу с привлечения ценных кадров: сначала подписал контракт с Михаэлем Шумахером, а затем — с Россом Брауном, чье стратегическое мышление способно перевернуть ход гонки в пользу победы. Жан Тодт имел неограниченную поддержку Луки ди Монтеземоло, владельца команды.

Впечатляет среднее количество очков, заработанных первым пилотом Ferrari Михаэлем Шумахером в гонке: 6,4 (без учета Гран-при, где он не финишировал, — 8,3). Команда набрала в общей сложности 170 очков — это третья позиция за последние двадцать лет.

West McLaren Mercedes

Команда West McLaren Mercedes в 2000 году могла запомниться как сезон обманутых надежд: после поражения в Кубке конструкторов в 1999 году команда упустила победу и в чемпионате среди пилотов. Впрочем, всё не так плохо: по сравнению с другими командами у McLaren Mercedes самый низкий коэффициент сходов. Ее пилоты 22 раза поднимались на подиум, а гонщики Ferrari — 21.

Мика Хаккинен и Дэвид Култхард продлят сотрудничество с McLaren Mercedes ещё на год и станут рекордсменными пилотами «Формулы 1», долгое время выступавшими в одной команде. Занимать место тест-пилота будет Александр Вурц, ранее гонявший за Benetton.

Остаётся неясным, каким будет двигатель Mercedes. До нынешнего сезона в нём применяли бериллий, однако FIA запретила его использование. Теперь инженерам из Ilmor предстоит найти ему замену. Бериллий служил главным образом для покрытия «зеркала» цилиндров и изготовления клапанов.

BMW Williams F1

BMW Williams F1 стала главной неожиданностью сезона 2000 года. Ожидалось, что с новым мотором и дебютирующим пилотом команда проведет переходный сезон. Дженсон Баттон выступал в гонках Гран-при сразу из британской «Формулы 3», минуя «Формулу 3000». Что касается двигателя, то BMW не является новичком в «Формуле 1», но его последний запуск в «Большом цирке» датируется тринадцатью годами назад, поэтому мотор можно считать новым.

Ральф Шумахер завоевал подиум в первой гонке сезона в Мельбурне, финишировав третьим. Его успехи не ограничились этим результатом. Баттон, молодой напарник Шумахера, набрал 12 очков, заняв восьмое место в своем дебютном чемпионате.

Набрав 36 очков, команда заняла третье место в Кубке конструкторов, достигнув отличного результата в дебютном сезоне с новым мотором.

Машины Williams показали 8-й результат по надежности, коэффициент отказов составил 47.

Следующий чемпионат будет еще более напряженным: результаты 2000 года создали соответствующие мотивации. Баттон временно покинул команду и его заменит колумбийский гонщик Хуан Пабло Монтойя. Ранее он работал в Williams в качестве тест-пилота, а теперь возвращается из серии CART, где в прошлом году стал чемпионом.

В команде остаётся Ральф Шумахер. Его старший брат Михаэль считает, что в ближайшем будущем одним из самых серьёзных соперников Ральфа на трассах «Формулы 1» может стать сам он, наряду с опытнейшим и знаменитым Микой Хаккиненом.

Mild Seven Benetton Playlife

После неудачного сезона команда ещё не смогла восстановиться после ухода Михаэля Шумахера и части руководства по окончании сезона 1995 года, когда Benetton в очередной раз стала чемпионом.

Снова повторился сценарий прошлых лет: начало было внушительным, но затем наступило полное разочарование.

Джанкарло Физикелла занял 5-е место в Австралии и 2-е место в Бразилии. После двух гонок Mild Seven Benetton Playlife занимала второе место после Scuderia Ferrari Marlboro. В Монако и Монреале Физикелла вновь поднялся на подиум, а после 9-го этапа сезона во Франции команда удерживала 3-е место. Но дальше успех не пришел. Для Вурца сезон прошел неудачно. Ему удалось финишировать в первой шестерке лишь однажды — в Монце, заработав 2 очка.

Команда Benetton имеет 20 очков, как и Lucky Strike Reynard BAR Honda. Второе место в Интерлагосе позволило Benetton обойти ближайшего соперника и занять 4-е место в чемпионате. Стоит отметить, что 18 из 20 очков были набраны до Гран-при Франции.

После начала сезона объявлено о покупке команды фирмой Renault. По договоренности Benetton останется титульным спонсором до 2002 года, а затем команда будет называться Renault. Уже в следующем сезоне «Рено» увеличит инвестиции, что должно укрепить ее позиции. Место Вурца займет Дженсон Баттон — открытие сезона 2000 года.

Lucky Strike Reynard BAR Honda

Второй сезон команды Lucky Strike Reynard BAR Honda начался после неудачного первого — в 1999 году BAR не набрала ни одного очка. Ходили слухи, что Жак Вильнев думает покинуть команду, а технический директор Эдриан Рейнард пытается сместить Крейга Поллока с поста руководителя команды.

В 2000 году команда BAR на своих машинах установила двигатель Honda вместо Supertec (бывшего Renault). В «Формулу 1» вернулся японский автогигант, добившийся больших успехов в чемпионатах 1986-1992 годов. Команда улучшила свои результаты. Lucky Strike Reynard BAR Honda заработала 20 очков и заняла пятое место в чемпионате. Жак Вильнев, финишировавший четыре раза четвертым, когда сходили машины Scuderia Ferrari Marlboro или West McLaren Mercedes, заработал 17 из 20 очков команды.

Команда демонстрирует относительно высокий показатель сохранения пилотов — 35%, что меньше среднего показателя по сезону (40%). Изначально мотор испытывал проблемы с мощностью, однако впоследствии его работоспособность улучшилась.

В 2001 году за команду BAR Honda продолжит выступать Жак Вильнев, а вместо Рикардо Зонты будет Оливье Панис. Зонта не смог найти общего языка с командой BAR. По словам Вильнева, у молодой команды нет времени и ресурсов для обучения молодого пилота.

Дордан Мюген Хонда Бенсон энд Хеджес.

Команде B & H Jordan Mugen Honda достался неудачный сезон, хотя годом ранее она заняла третье место в чемпионате и планировала сократить преимущество Scuderia Ferrari Marlboro и West McLaren Mercedes. Автомобили оставались довольно быстрыми. При этом по крайней мере один автомобиль Jordan не доезжал до финиша на каждом Гран-при.

Кроме этого, значение имело и обычное неудачливое стечение обстоятельств. Когда Хайнц-Харальд Френтцен почувствовал конкуренцию от Ярно Трулли, который в середине сезона стал немного опережать партнера в квалификациях, то сразу допустил несколько ошибок. Одна из них на трассе в Монце закончилась большой авариией. Трулли не повезло в лице Дженсона Баттона, вынудившего итальянца сойти с дистанции в Бельгии, когда он занимал 3-е место в гонке после старта со 2-й позиции.

После завершения сезона Эдди Джордан сообщил, что усовершенствование машины не получило должного внимания из-за раннего начала работы над болидом следующего года. В 2001 году команда будет использовать двигатели Honda (такие же, как у Lucky Strike Reynard BAR Honda), вместо Mugen/Honda. «У нас огромные надежды на следующий год, — признался Эдди Джордан. — Сделка с фирмой Honda я считаю крупнейшей за те 30 лет, что работаю в автоспорте. Думаю, мы начнем соперничать с Ferrari и McLaren».

В 2001 году команду представляли Хайнц-Харальд Френтцен и Ярно Трулли.

Orange Arrows Supertec

Команда добилась заметных успехов. Сочетание нового шасси и двигателя Supertec сделало машины быстрее, но надежность все еще остается проблемой. Тем не менее, Orange Arrows Supertec набрала семь очков в текущем сезоне против одного в 1999 году.

Педро де ла Роса был быстрее Йос Ферстаппена во всех 17-ти квалификациях, но голландский пилот выиграл 5 из 7 гонок и обогнал напарника.

В Arrows 2001 года произошёл главный перемены: появился новый двигатель от азиатской компании АМТ. Его разработали на основе старой версии мотора Peugeot. Как известно, АМТ стала обладательницей отдела Peugeot, отвечающего за «Формулу 1». Одновременно команда вложила средства в персонал и оборудование для налаживания собственного производства комплектующих.

В момент создания текста состав экипажа команды неизвестен, но ожидается сохранение предыдущего состава.

Red Bull Sauber Petronas

Под руководством Петра Заубера швейцарская команда провёл неудачный сезон.

Автомобили команды продемонстрировали высокую надежность. Коробка передач функционирует существенно эффективнее, чем в прошлом сезоне, когда вызывала много затруднений. Тем не менее, даже после усовершенствований, машины не стали быстрее: вес их уменьшился, а на них установили моторы Ferrari прошлого года.

В следующем сезоне Sauber потеряет своего ведущего пилота Мики Сало, который начнет испытания нового автомобиля Toyota и станет одним из главных гонщиков японской команды в 2002 году. На замену ему в Sauber придёт Ник Хайдфельд, прошедший неудачный сезон в команде Prost. Кто будет вторым пилотом, пока неизвестно. Команда рассчитывала пригласить молодого финского гонщика Кими Райкконена, но сначала ему необходимо получить от FIA суперлицензию, дающую право выступать в гонках Гран-при. С учётом неопытности финна, его шансы невелики.

Важно отметить, что Sauber Petronas обладает сравнительно небольшим бюджетом и из-за этого не может себе позволить собственную аэродинамическую трубу.

Jaguar Racing

Для команды Stewart Racing это был первый сезон под новым названием. В конце 1999 года трижды чемпион мира Джеки Стюарт продал команду компании Ford, которая долгое время была его работодателем. Новый владелец назвал команду Jaguar в честь одной из своих марок, хорошо известной в автоспорте.

В 2000 году из-за проблем со здоровьем пост лидера покинул Пол Стюарт, а его обязанности взял на себя Нил Ресслер.

Команда продемонстрировала результат значительно ниже прогнозов, поставленных после предыдущего сезона, который прошел успешно его предшественницей.

Основные трудности возникали с общим масляным контуром для трансмиссии и силового агрегата. Сцепление проектировалось не совсем удачно, что создавало сложности при старте. Также имелись недостатки в аэродинамике задней части автомобиля.

В 2001 году команду Jaguar представят Эдди Ирвайн и Лучано Бурти, который нынешним годом выступал в роли тест-пилота команды, заменив Ирвайна на Гран-при Австрии.

Gauloises Prost Peugeot

Четыре года руководства собственной командой стали настоящим испытанием для четырехкратного чемпиона Алена Проста. Машины показывали низкую скорость и ненадежны. Возможно, в следующем сезоне команда перейдет на другую систему подачи масла для коробки передач и двигателя.

На Гран-при Австрии Prost Peugeot достиг наихудшего результата за сезон. Жан Алези, испытывавший нервозность, столкнулся с машиной Ника Хайдфельда, после чего оба пилота вылетели за пределы трассы. Автомобили не финишировали в восьми из семнадцати гонок.

Команда возлагает надежды на следующий год. Ален Прост подписал контракт о поставке моторов Ferrari (аналогично договору команды Sauber). Команда получит «чемпионские» двигатели текущего года, а также коробки передач, выхлопную систему и часть задней подвески.

В команду пригласили двух опытных специалистов, ранее проработавших в ведущих командах: Жоана Вилладельпрата на должность управляющего директора и Анри Дюрана — на должность технического директора.

После окончания турнира выяснилось, что Жан Алези продолжит выступать за команду. Имя запасного гонщика пока не объявлено.

Telefonica Minardi Fondmetal

Telefonica Minardi Fondmetal не набрала ни одного очка, но сезон для нее сложился вполне удачно. Результаты команды не были самыми высокими из-за маломощного мотора Cosworth двухлетней давности. Несмотря на то что оба болида почти всегда стартовали с последнего ряда, шесть раз команда оказывалась в первой десятке финишировавших.

В завершение сезона руководитель Fondmetal Габриэле Руми отдал долю акций своей команды американскому телеканалу PSN.

Команде ещё не удалось заключить договор о поставке моторов на следующий год. Cosworth будет снабжать двигателями только команду Jaguar. Это серьёзная проблема, ведь Mugen покинула «Формулу 1», а Renault планирует сосредоточиться на команде Benetton, которой теперь владеет.