Формализация импортных процессов в условиях турбулентности по методу Ильи Бедерханова
Сооснователь LikeAvto и член правления ОСА поделился своим подходом к решению главной проблемы отрасли: недоверия клиентов и непрозрачности процессов. Созданная им методология перевернула рынок с ног на голову.
Ввоз автомашин в Российскую Федерацию установил новый максимум — в 2024 году реализовано… 1,3 млн легковых машин По данным «Автостата», продажи новых машин выросли на 31% по сравнению с 2023 годом. На рынке импорта китайские модели занимают 85%, а подержанные японские — 57% рынка вторичных автомобилей. Импорт из Кореи… вырос на 52%Стремительный рост сферы скрывает системные проблемы: хаос в логистике, отсутствие прозрачности, слабый контроль качества и недоверие со стороны клиентов. Люди не понимают, за что платят, кто отвечает за машину и как проверить её перед покупкой. Отрасли остро не хватает комплексного решения этой проблемы. Илья Бедерханов — сооснователь LikeAvto, член правления ОСА — нашел такое решение. Его авторская методология «Развитие автоимпорта в кризисные времена» — система выстраивания бизнес-процесса и контроля качества — уже становится отраслевым стандартом, воспринятым игроками рынка как способ вернуть доверие клиенту и задать новую планку работы.
Методология как ответ на хаос
Бедерханов начал свою деятельность в автоимпорте во время практики: он быстро перешёл от диагностики и запчастей к прямым поставкам с японских аукционов. Тогда рынок был хаотичным: клиент переводил деньги, не зная конечной стоимости, способа доставки автомобиля и ответственности на каждом этапе. В 2018 году основал LikeAvto, а к 2022 году создал полноценную инфраструктуру в Южной Корее и Китае: с командами, очными осмотрами, логистами и едиными правилами оформления ПТС. Илья первым выстроил структуру сделки с чётко распределёнными ролями и этапами — от подбора до оформления документов. Этот опыт стал основой его авторской методологии, которая позволяет контролировать сделку на всех этапах, именно за счёт системности компания начала быстро расти.
Развитие методологии – это реакция на рыночные катаклизмы. Чтобы функционировать устойчиво даже в условиях кризиса, необходимо не только приспосабливаться, но и применять систему, обеспечивающую проверку и воспроизводство каждого шага. , — объясняет Бедерханов.
Автоимпорт базируется на нескольких элементах методологии.
Проверку машины осуществляют в три этапа: визуальный осмотр, техническое обследование и криминалистическое исследование.
统一的报告形式适用于所有进口国。
— встраивание системы управления отношениями с клиентами (CRM) с проверкой деятельности каждого участника сделки.
— механизм взаимного контроля качества в команде.
— регистрация всех действий пользователя в Telegram-боте для клиента.
— стандартизированную работу с транспортными компаниями и ПТС.
Методология основана на антикризисной адаптации. В условиях нестабильной экономики, сбоев логистики и резких перемен на рынках компания адаптировала каждый этап — от подбора машин до получения ПТС — под новые реалии. Это позволило не только сохранить, но и многократно увеличить объемы импорта. Сегодня LikeAvto обеспечивает стабильные поставки в условиях, когда десятки компаний уходят с рынка.
Методология автоимпорта Бедерханова — не просто внутренние правила работы, а система управления, функционирующая даже в условиях неустойчивости. Главное её назначение — контроль на всех этапах сделки и минимизация влияния внешних факторов: от логистических трудностей до ошибок поставщиков.
В критических ситуациях необходима продуманная структура, а не импровизация. Чёткая организация процесса упрощает масштабирование. — подчёркивает эксперт.
Система построена по модульному принципу: каждый блок отвечает за проверку автомобиля, логистику, оформление и взаимодействие с клиентом. Каждый блок можно настроить или заменить в зависимости от страны и условий. Это позволило масштабировать бизнес на другие рынки и поддерживать стабильные объёмы поставок при смене географии. В отличие от типового подхода, где процессы зависят от отдельных людей, методология Бедерханова делает сделку воспроизводимой и контролируемой, в том числе с точки зрения юридической чистоты и регламентов качества.

Влияние на отрасль
После публикации методологии «Развитие автоимпорта в кризисные времена», Илья делится опытом как практик и автор признанного отраслевого подхода на конгрессах ОСА: представляет модель импортной сделки как инструмент управления рисками и повышения доверия, рассказывает о логистических цепочках, контент-стратегиях и способах адаптации месседжа для Южной Кореи, Японии и Китая.
Профессиональное сообщество одобрило методологию, назвав её рабочим примером для построения операционной модели импорта на заседаниях ОСА.
После публикации методики Илья получил запросы на анализ бизнес-процессов от других компаний. Эксперт консультирует по вопросам PR, структуры бизнеса, настройке организационных схем и CRM. Некоторые компании внедрили отдельные элементы методики в свои процессы: от визуального документирования и отслеживания в CRM до форматов клиентского контента.
Архитектура бизнеса и масштаб
В LikeAvto методология импорта тесно связана с структурой компании: шесть функциональных блоков, от PR до контроля качества, обеспечивают автоматизацию всех процессов. Заявки обрабатываются через Telegram-бота, CRM отслеживает путь каждого автомобиля, а клиенты получают видеоотчёты с осмотров и диагностики. Весной 2024 года Илья запустил маркетплейс проверенных машин без ожидания «Авто из наличия». Это решение появилось как ответ на запросы клиентов, уставших от сложностей и рисков классического импорта.
Трёхкратный рост обработанных заказов за последний год достигнут благодаря системному подходу, а не только популярности. В ОСА отмечают: системность позволила компании стать образцом для рынка, а не лишь привлекательной рекламой.