Ford Mondeo CNG: Экономия на топливе при тестовом вождении

Тестовый заезд Ford Mondeo на газовом топливе. В эксплуатации экономнее.

Ford Mondeo Цена: от 2 000 000 р. В продаже: с 2018 г.

ТЕОРИЯ

Сжиженный пропан-бутановой смесь уже заняла свою нишу на рынке. Другое дело — сжатый газ, или КПГ. В отличие от сжиженного топлива, основой которого служит метан. Это тот же природный газ, что горит в домашних конфорках и планируется качать по Силе Сибири, Турецкому и Северным потокам. Поскольку до потребителя он подвергается минимальной подготовке, то дешев и доступен. Сжижению при обычных температурах не поддается, потому наполняет баллоны под давлением 200 атмосфер и измеряется не в литрах, а в кубометрах при пересчете на атмосферное давление.

Каждый видел автобусы с рядами длинных баллонов на крыше и грузовики с такими же баллонами под платформой. Заправки обычно не отличались хорошим обслуживанием и дизайном, располагаясь в отдаленных промзонах. Сейчас Газпром зарегистрировал особый бренд и знак для заправок, а также модернизировал несколько из них. Примечательно, что заправкам не нужен собственный транспорт: газ к ним поступает по трубопроводу.

В большинстве стран распространение автомобилей, работающих на метане, происходило под воздействием государственной политики поддержки или давления. В будущем такой фактор может быть использован, поскольку выбросы от таких машин легко уложиться в рамки стандартов Евро-5 и даже Евро-6. С бензином ситуация значительно сложнее.

В России машин на сжатом газе в частном пользовании немного. Но появилась перспектива: год назад АвтоВАЗ выпустил две модели с аббревиатурой CNG, где аппаратура для использования метана установлена заводом. Возникла потребность заполнить нишу автомобилей более высокого класса на этом топливе. И не пришлось долго ждать: первопроходцем стала фирма АВИЛОН, дилер компании «Форд» с 1993 года, сегодня крупнейший, и ее «Форд Мондео».

ЗНАКОМСТВО

На борту указано: «Первый в России серийный автомобиль бизнес-класса на газовом топливе». Ключи передают торжественно, рядом с офисом ФГУП «Мосавтогаз» Министерства энергетики Российской Федерации и компании «Газпром газомоторное топливо». После небольшой инструкции начинается поездка.

Сразу возник вопрос, который позже задавали мне неоднократно: как едет?
«Мондео» в обычном бензиновом варианте появился на рынке давно. Но всё ещё актуален и пользуется популярностью. Он немного приземистый, визуально кажется прижатым к дороге. Фарами смотрит исподлобья, и с первого взгляда понятно — это не мирный травоядный автомобиль.
Задняя светотехника узнаваема безусловно.

Изображение: img.freepik.com

Он сообразительный: всегда точно переключал фары с ближнего света на дальний и обратно, регулировал границу ближнего света и «глядел» за угол линзами. Уважительный: оперативно подогревал то, что хотелось подогреть – сиденье, руль, стекла и зеркала. Мне всегда нравилось, как «Мондео» этого поколения управляется – четко и уверенно. Интерфейс управления электронной начинкой машины простой и понятный, быстро привыкаешь. Даже к двадцати двум кнопкам на руле.

Изображение: img.freepik.com

Однако суть не в этом, правда? Вас интересовало — как едет машина. Точнее, разгоняется ли она. Говорят, машины на газе обладают пониженными характеристиками, медлительны, с замедленными реакциями. А я вам скажу: такого не заметил.

Современный двигатель отличается высоким степенью сжатия, его система управления позволяет сместить точку зажигания вперёд (октановое число газа около 110), распределённый фазированный впрыск газа с отдельным блоком управления намного точнее простейших смесителей ранних моделей газового оборудования. В результате машина двигается почти одинаково и на газу, и на бензине. Эксперимент с переключением топлива во время движения не выявляет никаких отличий. Доля секунды переходный режим, и всё — едем так же, как прежде.

На беговых барабанах или полигоне при максимальных нагрузках можно заметить некоторые особенности. В городской среде, на шоссе, в обычном режиме движения этих нюансов не заметишь. С автоматической коробкой передач разница вообще исчезнет.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

За неделю знакомства с автомобилем удалось все тщательно изучить. Баллон емкостью 80 литров разместился за спинкой дивана, со стороны багажника его закрывает панель. Хорошо, что лыжи не входят в мои планы, а для перевозки рассады этот класс машин не подходит. Длинномерные грузы исключены. Багажник уменьшился. Еще меньше он был бы с 90-литровым баллоном, при этом пришлось бы менять место запаски. В нынешнем варианте она осталась на своем месте и доступна.

Изображение: img.freepik.com

За перегородкой находится шар. Подъятие к запасу довольно простое.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Вид на композитный баллон со стороны салона.

Двухступенчатый редуктор и газовые форсунки системы находятся под капотом, а ближе к радиатору расположено заправочное устройство. Его использовали трижды: закачивали 6, 14 и 20 кубометров газа. Двадцать — это полная вместимость. Наблюдается различие в нелинейности процесса. Если при заправке бензином колонка отсчитывает цифры с одинаковым темпом, то сжатый газ в пустой баллон поступает быстро, затем процесс замедляется, а когда вовсе останавливается — готово, больше закачать нельзя.

Изображение: img.freepik.com

Рядом с масляным щупом видна особенность, отличающая его от бензиновых машин – газовые форсунки.

Изображение: img.freepik.com

Устройство для понижения давления газа, состоящее из двух ступеней.

Изображение: img.freepik.com

Насос для заправки из комплекта Мосавтогаза имеет такой наконечник шланга.

Изображение: img.freepik.com

…а «Газпромовский» напоминает бензиновый пистолет.

Заправок со сжатым газом примерно в сто раз меньше, чем бензиновых, поэтому при составлении маршрута необходимо учитывать их расположение. Это можно сделать с помощью приложения Мосавтогаз. В Московском регионе функционирует четырнадцать АГНКС: восемь станций Мосавтогаза, пять АГНКС «Газпром газомоторное топливо» и одна партнерская компания. По данным «Газпрома», в первом квартале 2019 года откроются четыре АГНКС компании «Газпром газомоторное топливо» и одна станция Мосавтогаза.

Изображение: img.freepik.com

Современная заправка «Газпрома».

Изображение: img.freepik.com

Заправка «Мосавтогаз».

Часто на АЗС останавливаются грузовики и автобусы. На одной из заправок рассказали, что иногда приезжает «Лада Веста CNG». А как-то за мной заправлялся целый «Линкольн Навигатор» с армянскими номерами. Оказалось, в Армении около половины всех автомобилей работают на метане. Страна, конечно, бедная — но «Навигатор»…

БЕЗОПАСНОСТЬ

Примечательно, что никто из рассказывающих о проблемах с автомобилем на сжатом газе не был их очевидцем. Риск повреждения в аварии или разрыва баллона несущественен, статистика указывает, что скорее воспламенится бензин из бака. При утечке человек с минимальным обонянием почувствует ее по характерному запаху — меркаптану. Метан легче воздуха, и накопить его в опасной концентрации также сложно, в автомобиле он быстро рассеивается. На заправках после подключения к колонке просят отойти от автомобиля – но здесь вопрос скорее предосторожности на случай разрыва шланга, ведь речь идет о 200 кг/см. 2 Это значительное давление. Самостоятельно в автомобиле гибкие шланги с газом отсутствуют, а автоматический клапан перекроет баллон при выявлении утечки.

Изображение: img.freepik.com

Кнопка «газ-бензин» также указывает на объем газа в баллоне. Четыре светодиода внизу горят зеленым цветом, если баллон полный.

ЭКОНОМИКА

За неделю я преодолел около 500 километров и израсходовал примерно 40 кубометров газа. Расчёт простой: 17,5 рубля за кубометр, итого 700 рублей на топливо, или 1,4 рубля за каждый километр. При одних и тех же условиях движения (город, зима) бензин стоил бы около 2200 рублей – 50 литров АИ-95. Это составило бы уже 4,5 рубля за километр. Для водителя, проезжающего в год 50 тысяч километров, разница в трёх рублях на километр даст за год 150 тысяч рублей. Иначе говоря, он полностью окупит газовое оборудование и ещё сэкономит.

Изображение: img.freepik.com

Желаете размещать лыжи в салоне? Лыжный бокс на крышу обойдется примерно в тридцать тысяч… И у вас останутся средства на действительно важные опции.

Эксплуатационные расходы

Пробег автомобиля за время теста 500 км
Средний расход топлива 8 м3/100 км
Периодичность техобслуживания 15 000 км/12 мес.
Стоимость ТО у официального дилера (ТО-1/ТО-2) 13 300 / 17 200 р.
Стоимость ОСАГО для данного автомобиля 13 000 р.
Стоимость каско для данного автомобиля 57 564 р.
Транспортный налог 5215 р./год
Стоимость 1 км с учетом пробега 20 000 км в год Горючее, техническое обслуживание, обязательное страхование автогражданской ответственности, добровольное страхование автомобиля и налог на транспортное средство. 6,5 р./км

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

В 1980-е слово «бизнес» воспринималось негативно. Поэтому называть ГАЗ-24-27 бизнес-авто не совсем корректно. Несмотря на это, по классу с учетом особенностей того времени она приближена к «Форду Мондео». Около тысячи таких автомобилей работали в такси, потребляя на каждые 100 километров пробега по 8 кубометров газа из своих трех 50-литровых баллонов. В последующие годы газобаллонное оборудование устанавливали на самые разные машины, в том числе бизнес-класса. АВИЛОН первым не только установил аппаратуру, но и получил сертификат одобрения типа, что делает его по факту серийным. Покупателю автомобиля это экономит время и деньги на оформлении ее газовых возможностей.