Ford Mondeo CNG: Экономия на топливе при тестовом вождении
Тестовый заезд Ford Mondeo на газовом топливе. В эксплуатации экономнее.
Ford Mondeo Цена: от 2 000 000 р. В продаже: с 2018 г.
ТЕОРИЯ
Сжиженный пропан-бутановой смесь уже заняла свою нишу на рынке. Другое дело — сжатый газ, или КПГ. В отличие от сжиженного топлива, основой которого служит метан. Это тот же природный газ, что горит в домашних конфорках и планируется качать по Силе Сибири, Турецкому и Северным потокам. Поскольку до потребителя он подвергается минимальной подготовке, то дешев и доступен. Сжижению при обычных температурах не поддается, потому наполняет баллоны под давлением 200 атмосфер и измеряется не в литрах, а в кубометрах при пересчете на атмосферное давление.
Каждый видел автобусы с рядами длинных баллонов на крыше и грузовики с такими же баллонами под платформой. Заправки обычно не отличались хорошим обслуживанием и дизайном, располагаясь в отдаленных промзонах. Сейчас Газпром зарегистрировал особый бренд и знак для заправок, а также модернизировал несколько из них. Примечательно, что заправкам не нужен собственный транспорт: газ к ним поступает по трубопроводу.
В большинстве стран распространение автомобилей, работающих на метане, происходило под воздействием государственной политики поддержки или давления. В будущем такой фактор может быть использован, поскольку выбросы от таких машин легко уложиться в рамки стандартов Евро-5 и даже Евро-6. С бензином ситуация значительно сложнее.
В России машин на сжатом газе в частном пользовании немного. Но появилась перспектива: год назад АвтоВАЗ выпустил две модели с аббревиатурой CNG, где аппаратура для использования метана установлена заводом. Возникла потребность заполнить нишу автомобилей более высокого класса на этом топливе. И не пришлось долго ждать: первопроходцем стала фирма АВИЛОН, дилер компании «Форд» с 1993 года, сегодня крупнейший, и ее «Форд Мондео».
ЗНАКОМСТВО
На борту указано: «Первый в России серийный автомобиль бизнес-класса на газовом топливе». Ключи передают торжественно, рядом с офисом ФГУП «Мосавтогаз» Министерства энергетики Российской Федерации и компании «Газпром газомоторное топливо». После небольшой инструкции начинается поездка.
Сразу возник вопрос, который позже задавали мне неоднократно: как едет?
«Мондео» в обычном бензиновом варианте появился на рынке давно. Но всё ещё актуален и пользуется популярностью. Он немного приземистый, визуально кажется прижатым к дороге. Фарами смотрит исподлобья, и с первого взгляда понятно — это не мирный травоядный автомобиль.
Задняя светотехника узнаваема безусловно.

Он сообразительный: всегда точно переключал фары с ближнего света на дальний и обратно, регулировал границу ближнего света и «глядел» за угол линзами. Уважительный: оперативно подогревал то, что хотелось подогреть – сиденье, руль, стекла и зеркала. Мне всегда нравилось, как «Мондео» этого поколения управляется – четко и уверенно. Интерфейс управления электронной начинкой машины простой и понятный, быстро привыкаешь. Даже к двадцати двум кнопкам на руле.

Однако суть не в этом, правда? Вас интересовало — как едет машина. Точнее, разгоняется ли она. Говорят, машины на газе обладают пониженными характеристиками, медлительны, с замедленными реакциями. А я вам скажу: такого не заметил.
Современный двигатель отличается высоким степенью сжатия, его система управления позволяет сместить точку зажигания вперёд (октановое число газа около 110), распределённый фазированный впрыск газа с отдельным блоком управления намного точнее простейших смесителей ранних моделей газового оборудования. В результате машина двигается почти одинаково и на газу, и на бензине. Эксперимент с переключением топлива во время движения не выявляет никаких отличий. Доля секунды переходный режим, и всё — едем так же, как прежде.
На беговых барабанах или полигоне при максимальных нагрузках можно заметить некоторые особенности. В городской среде, на шоссе, в обычном режиме движения этих нюансов не заметишь. С автоматической коробкой передач разница вообще исчезнет.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
За неделю знакомства с автомобилем удалось все тщательно изучить. Баллон емкостью 80 литров разместился за спинкой дивана, со стороны багажника его закрывает панель. Хорошо, что лыжи не входят в мои планы, а для перевозки рассады этот класс машин не подходит. Длинномерные грузы исключены. Багажник уменьшился. Еще меньше он был бы с 90-литровым баллоном, при этом пришлось бы менять место запаски. В нынешнем варианте она осталась на своем месте и доступна.

За перегородкой находится шар. Подъятие к запасу довольно простое.


Вид на композитный баллон со стороны салона.
Двухступенчатый редуктор и газовые форсунки системы находятся под капотом, а ближе к радиатору расположено заправочное устройство. Его использовали трижды: закачивали 6, 14 и 20 кубометров газа. Двадцать — это полная вместимость. Наблюдается различие в нелинейности процесса. Если при заправке бензином колонка отсчитывает цифры с одинаковым темпом, то сжатый газ в пустой баллон поступает быстро, затем процесс замедляется, а когда вовсе останавливается — готово, больше закачать нельзя.

Рядом с масляным щупом видна особенность, отличающая его от бензиновых машин – газовые форсунки.

Устройство для понижения давления газа, состоящее из двух ступеней.

Насос для заправки из комплекта Мосавтогаза имеет такой наконечник шланга.

…а «Газпромовский» напоминает бензиновый пистолет.
Заправок со сжатым газом примерно в сто раз меньше, чем бензиновых, поэтому при составлении маршрута необходимо учитывать их расположение. Это можно сделать с помощью приложения Мосавтогаз. В Московском регионе функционирует четырнадцать АГНКС: восемь станций Мосавтогаза, пять АГНКС «Газпром газомоторное топливо» и одна партнерская компания. По данным «Газпрома», в первом квартале 2019 года откроются четыре АГНКС компании «Газпром газомоторное топливо» и одна станция Мосавтогаза.

Современная заправка «Газпрома».

Заправка «Мосавтогаз».
Часто на АЗС останавливаются грузовики и автобусы. На одной из заправок рассказали, что иногда приезжает «Лада Веста CNG». А как-то за мной заправлялся целый «Линкольн Навигатор» с армянскими номерами. Оказалось, в Армении около половины всех автомобилей работают на метане. Страна, конечно, бедная — но «Навигатор»…
БЕЗОПАСНОСТЬ
Примечательно, что никто из рассказывающих о проблемах с автомобилем на сжатом газе не был их очевидцем. Риск повреждения в аварии или разрыва баллона несущественен, статистика указывает, что скорее воспламенится бензин из бака. При утечке человек с минимальным обонянием почувствует ее по характерному запаху — меркаптану. Метан легче воздуха, и накопить его в опасной концентрации также сложно, в автомобиле он быстро рассеивается. На заправках после подключения к колонке просят отойти от автомобиля – но здесь вопрос скорее предосторожности на случай разрыва шланга, ведь речь идет о 200 кг/см. 2 Это значительное давление. Самостоятельно в автомобиле гибкие шланги с газом отсутствуют, а автоматический клапан перекроет баллон при выявлении утечки.

Кнопка «газ-бензин» также указывает на объем газа в баллоне. Четыре светодиода внизу горят зеленым цветом, если баллон полный.
ЭКОНОМИКА
За неделю я преодолел около 500 километров и израсходовал примерно 40 кубометров газа. Расчёт простой: 17,5 рубля за кубометр, итого 700 рублей на топливо, или 1,4 рубля за каждый километр. При одних и тех же условиях движения (город, зима) бензин стоил бы около 2200 рублей – 50 литров АИ-95. Это составило бы уже 4,5 рубля за километр. Для водителя, проезжающего в год 50 тысяч километров, разница в трёх рублях на километр даст за год 150 тысяч рублей. Иначе говоря, он полностью окупит газовое оборудование и ещё сэкономит.

Желаете размещать лыжи в салоне? Лыжный бокс на крышу обойдется примерно в тридцать тысяч… И у вас останутся средства на действительно важные опции.
Эксплуатационные расходы |
|
Пробег автомобиля за время теста | 500 км |
Средний расход топлива | 8 м3/100 км |
Периодичность техобслуживания | 15 000 км/12 мес. |
Стоимость ТО у официального дилера (ТО-1/ТО-2) | 13 300 / 17 200 р. |
Стоимость ОСАГО для данного автомобиля | 13 000 р. |
Стоимость каско для данного автомобиля | 57 564 р. |
Транспортный налог | 5215 р./год |
Стоимость 1 км с учетом пробега 20 000 км в год Горючее, техническое обслуживание, обязательное страхование автогражданской ответственности, добровольное страхование автомобиля и налог на транспортное средство. | 6,5 р./км |
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ В 1980-е слово «бизнес» воспринималось негативно. Поэтому называть ГАЗ-24-27 бизнес-авто не совсем корректно. Несмотря на это, по классу с учетом особенностей того времени она приближена к «Форду Мондео». Около тысячи таких автомобилей работали в такси, потребляя на каждые 100 километров пробега по 8 кубометров газа из своих трех 50-литровых баллонов. В последующие годы газобаллонное оборудование устанавливали на самые разные машины, в том числе бизнес-класса. АВИЛОН первым не только установил аппаратуру, но и получил сертификат одобрения типа, что делает его по факту серийным. Покупателю автомобиля это экономит время и деньги на оформлении ее газовых возможностей. |