Финансы отсутствуют, а движение продолжается: причины отказа от возведения новых дорог в России
В России меняется подход к строительству дорог. Некоторые новые автомагистрали не будут возводиться до 2027 года.
Борьба с российскими дорогами принимает новый оборот. Строительство некоторых автомагистралей до 2027 года не будет реализовано. В частности, скорректировано финансирование трассы «Меридиан», которая должна была соединить Китай и Европу через Казахстан, Россию и Белоруссию. Также отложены планы строительства обходов Орехово-Зуева и Краснодара – пока предлагается уделить проектам больше внимания. Отложена реконструкция подмосковных участков М1 и М3. Минтранс подчеркнул, что начатые стройки все равно завершат.
Новый план включает полную сметную стоимость всех объектов. Например, стоимость М12 теперь составляет 901 млрд. рублей, что на 100 млрд. больше суммы, озвученной в апреле 2022 года. Строительство обхода Адлера обойдется в 70 млрд. вместо 50 млрд., при этом работы начнут в 2025 году, а завершение ожидается через год. Объем средств, которые планируется привлечь в регионы на возведение дорожных объектов из внебюджетных источников, увеличился с 145,5 млрд. до 247,7 млрд. рублей. Рост внебюджетных вливаний объясняется «уточнением структуры финансирования и финансовой модели объектов, реализация которых предусматривается в рамках концессионных соглашений».
Минтранс объявил о пересмотре пятилетнего плана развития инфраструктуры, обусловленного бюджетом и изменениями в экономике страны. Некоторые объекты получили приоритет, например, обходы Дербента и Хасавюрта, которые входят в международный транспортный коридор Север – Юг, необходимый для улучшения транспортной доступности логистических центров на этом направлении. Несмотря на это, ожидать существенного увеличения доходов от этих объектов не приходится, поэтому каждый из них должен приносить максимальный транспортный и экономический эффект. Некоторые аналитики считают, что к концу года отдельные объекты могут быть исключены из плана. Г-н Блинкин, руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, отмечает острой торг за финансирование каждого объекта, в частности, обходов городов, поскольку каждый регион нуждается в дорогах и обращается к высшим органам власти с соответствующими просьбами. Этот вопрос часто носит политический характер, так как руководители обещают улучшение транспортной ситуации, в том числе строительство обходов городов, во время предвыборных кампаний.
Для сокращения расходов Минтранс предложит регионам использовать инновационные технологии в дорожном строительстве, в том числе применять виды асфальтобетона, более устойчивые к образованию колеи, и новые типы освещения. Эта норма включена в поправки к закону об автодорогах, разработанные по поручению правительства. Региональные власти заявляют о готовности выполнять новый закон, хотя он может потребовать высоких расходов.
Что касается региональных концессий, то приход серьезного бизнеса маловероятен в нынешних условиях, разве что строительство дороги заинтересует крупную компанию, готовая участвовать в финансировании. Но в настоящий момент региональные участники, заинтересованные в реализации концессионных проектов, распределены по стране неравномерно.

Дальнейшее строительство зависит от мировой политической обстановки, которая остаётся сложной. Коррекция плана ожидалась. Желаем, чтобы выделенные деньги были использованы как задумано.
Что еще почитать:
ОConsequences эмиграции иностранных специалистов для российской автомобильной промышленности.
За littering нарушителю грозит штраф в 200 тысяч рублей.
Как власти пытаются избавиться от автовладельцев