Fiat 8V Zagato: взгляд сквозь призму Zagato
Fiat 8V Zagato. Под соусом Zagato
Fiat 8V Zagato. Выпущен в 1955 году. Текущая стоимость – 500 000 долларов.

Всего было выпущено 114 автомобилей Fiat 8V (или OttoVu). Эта модель сама по себе является чем-то особенным, однако наличие логотипа Zagato значительно повышает ее стоимость. Для тех, кто не в теме: сегодня такой Fiat может стоить около 300 000 долларов, а кузов, созданный ателье Zagato, увеличивает стоимость автомобиля почти в два раза!
В 1952 году кузовное ателье из Милана подготовило Fiat 8V для гонщика команды Scuderia Ambrosiana Овидио Капелли. Чтобы снизить вес и повысить аэродинамические характеристики, мастера из Zagato решили не окрашивать алюминиевый кузов, а лишь тщательно его отполировать. Благодаря этой доработке, машина стала легче серийного Fiat 8V на 100 кг, что и объясняет ее легкое превосходство над соперниками из заводской команды Fiat. Вдохновившись успехами Капелли, ставшего чемпионом Италии в классе 2‑литровых GT, Элио Загато, мечтавший о гонках, убедил своего отца Уго начать выпуск в 1954 году небольшой партии подобных автомобилей. Эта идея оказалась прибыльной, поскольку Элио часто побеждал, и машина активно продавалась по принципу «в субботу гонка — в понедельник продажа».

Fiat 8V Zagato
© Фото: 5 колесо
Ателье Zagato создало 27 автомобилей на базе Fiat 8V: 26 получили кузов Berlinetta, а один – Spider. На представленном фото – красный автомобиль OttoVu 65, единственный Fiat 8V с правым рулем в кузове Zagato. В 80-е годы он был отреставрирован и перешел в собственность семьи Загато. В настоящее время сын Элио Загато, Андреа, участвует на нем в гонках ретро-автомобилей Mille Miglia. Серебристая OttoVu 109 — одна из пяти машин версии Elaborata. Изначально она была приобретена с обычным кузовом, а в 1956 году ее модифицировали до версии Elaborata в ателье Zagato.
Среди представленных автомобилей красная машина привлечет ваше внимание в первую очередь. Это связано не с ее цветом, а с тем, что она выглядит значительно лучше, несмотря на то, что обе машины были впервые зарегистрированы в 1955 году. Идеально отполированный кузов красной машины выглядит более современным и гармоничным. Загато уменьшил стандартную длину кузова примерно на 10 см, чтобы придать ему более низкий профиль. Ему также пришлось изменить воздухозаборники, чтобы они соответствовали новому облику автомобиля. Версия Elaborata выглядит более роскошно, чем обычный Fiat 8V, но по сравнению с красной машиной, она лишь на 50% выполнена компанией Zagato. Некоторые элементы кузова, такие как двери или крылья, идентичны Fiat 8V. Однако Загато полностью изменил переднюю часть автомобиля, сохранив от серийного Fiat только две большие фары, заменил остекление, используя цельное лобовое стекло, и опустил линию крыши.

Fiat 8V Zagato
© Фото: 5 колесо
В «настоящий» Zagato установлена уникальная приборная панель, тогда как Elaborata оснащена стандартной приборной панелью Fiat 8V. Спортивные ковшеобразные сиденья с вентиляционными прорезями обеспечивают хорошую боковую поддержку. Положение водителя очень низкое – создается ощущение, что сидишь непосредственно на полу, при этом колени находятся примерно на уровне плеч. Отсутствие принудительной вентиляции делает салон чувствительным к жаре, запахам бензина и масла.
Двигатель V8 объемом два литра запускается с заметным скрежетом. Его звучание напоминает скорее рокот двух четырехцилиндровых двигателей, нежели привычный глубокий звук восьмицилиндрового. Несмотря на относительно небольшую мощность – 115 л.с. – благодаря малому весу автомобиль демонстрирует неплохую динамику. Однако двигатель не предназначен для высоких оборотов: на отметке 6000 он издает громкий свистящий и кашляющий звук, который остается слышен даже после остановки мотора.
Подвеска Fiat 8V, не имеющая связи с кузовом, была передовой разработкой для своего времени. Она обеспечивала превосходную устойчивость автомобиля, хотя на неровной поверхности, напоминающей «стиральную доску», кузов начинал ощутимо раскачиваться. Автомобиль демонстрировал лучшие характеристики на ровных и прямых участках, где им можно было управлять практически без усилий. Повороты проходили с поразительной точностью, однако для точного вхождения в вираж требовались значительные усилия.

Fiat 8V Zagato
© Фото: 5 колесо
Fiat прекратила производство модели 8V всего за месяц до того, как ее взялись доработать специалисты из Zagato. Судя по всему, эта машина могла бы остаться в музеях и стать известной лишь узкому кругу ценителей бренда, но ей повезло избежать такой участи. Благодаря работе ателье Zagato, автомобиль претерпел значительные улучшения: он стал легче, приобрел более привлекательный вид, стал быстрее и престижнее. Поэтому Fiat 8V Zagato справедливо стоит дороже, чем оригинальная версия Fiat 8V.
Испорченный «соус»

Fiat 8V Zagato
© Фото: 5 колесо
Непросто найти ателье, которое не опасается смелых решений. Тем не менее, в случае с ателье Zagato количество неудачных разработок сопоставимо с количеством успешных. В 50-е годы прошлого века эта компания зарекомендовала себя как производитель легких автомобилей с передовой для того времени аэродинамикой, таких как Abarth или Maserati A6G — эти машины отличались привлекательным внешним видом и демонстрировали высокие результаты в гонках. Но затем появился Aston Martin DB4GT Zagato… Это очень дорогая и востребованная коллекционерами машина, однако она кажется менее привлекательной, чем рыбка гуппи. Также была и ненадежная, но перспективная Lancia Fulvia Sport. В 1970-е годы автомобили Zagato приобрели клинообразную и «отшлифованную» форму: Ferrari 3Z и кабриолет 330, а также Triumph TR7. В 1980-е фирма представила Nissan Autech Stelvio, который не соответствовал красоте своего названия, и такой же невыразительный Aston Martin Vantage Zagato. И так продолжается до сегодняшнего дня. Великолепный Raptor на базе Lamborghini сменяется «невыразительным» Aston Martin DB7. В конечном итоге, была создана Ferrari 575 GTZ. Для разработки этой машины нынешние дизайнеры фирмы вдохновлялись великолепной Ferrari 250 GTZ, созданной Zagato в 1960-е. Однако ее раздутые колесные арки напоминают мне о белке, радующейся приближению зимы…

Fiat 8V Zagato
© Фото: 5 колесо
Fiat 8V Zagato (1955 год)
Кузов | купе |
Число мест | 2 |
Снаряженная масса | 900 кг |
Двигатель | 1996 см3, V8, 115 л.с. при 6000 об/мин-1 |
Трансмиссия | механическая, 4-ступенчатая |
Максимальная скорость | 200 км/ч |
Динамика | 12 с до 100 км/ч |
Тормоза | барабанные |
Подвеска | независимая |
Fiat 8V Zagato
© Фото: 5 колесо