Ferrari… и все остальные

Ferrari… и все остальные
Финал сезона «Формулы 1» завершился без борьбы за лидерство. Михаэль Шумахер завоевал титул чемпиона, а Ferrari выиграла Кубок конструкторов еще до окончания чемпионата. С местами на втором месте тоже всё было очевидно.
Scuderia Ferrari Marlboro
Команда из Маранелло успешно завершила текущий сезон, защитив звание чемпиона мира и выиграв Кубок конструкторов, а также личное первенство. Это уже третья подряд победа и одиннадцатый чемпионский титул для Ferrari.
Михаэль Шумахер доволен: «Несомненно, это был мой лучший сезон. Машина оставалась надежной и конкурентоспособной на всех трассах, кроме Хоккенхайма. Победа в первых двух гонках позволила нам хорошо стартовать, а затем пришлось упорно сражаться за лидерство, что было интересно. В итоге мы снова стали чемпионами, что очень приятно».
Достигнутый успех является результатом длительной работы команды. Стабильность для нее, вероятно, сохранится вплоть до конца 2004 года: к этому сроку все ведущие сотрудники Ferrari продлили свои контракты.
Жан Тодт, спортивный директор «Скудерии», выражает радость: сезон выдался отличным. У Ferrari 179 очков в Кубке конструкторов и девять побед. Чемпионы мира стали после тринадцати Гран-при без особых конкурентов. Отлично закончить чемпионат победой – фантастически здорово. Жан Тодт не любит превосходные степени, но и прошлый год был великолепен, и нынешний тоже. Это один из самых прекрасных сезонов. Стараться будут изо всех сил и в следующем году.
West McLaren Mercedes
Рона Денниса и его команде не удалось добиться успеха в сезоне, хотя изначально надеялись на хорошие результаты. Дэвид Култхард рассчитывал выиграть чемпионат. Расчеты шотландца основывались на стабильных выступлениях в первых гонках: второе место в Мельбурне, третье — в Малайзии, победа в Бразилии, второе место в Сан-Марино. Четыре этапа — четыре подиума. В итоге — «промежуточное» лидерство в чемпионате при равном количестве очков с Михаэлем Шумахером.
У Мики Хаккинена результаты оказались хуже. За это время ему удалось заработать только четыре очка.
Вторая половина сезона принесла Култхарду ряд трудностей: трижды ему пришлось покинуть гонку из-за технических сбоев, в Сильверстоуне произошла авария. Однако при успешном финише у Дэвида всегда получалось заработать очки.
Британская команда отставала от Ferrari. У нее не получилось быстро освоить трэкшн-контроль и систему оптимизации старта, в то время как Scuderia №1 отлично справлялась с техникой. Некоторые уик-энды заканчивались для серебристо-черных болидов неудачно: в Австрии и Франции машина Мики застряла на старте, а в Испании он, будучи лидером, сошел на последнем круге.
Хаккинен из-за разочарования взял годичный отпуск. Деннису появились новые заботы: одна из них разрешилась подписанием контракта с Кими Райкконеном. Ответ на вопрос о надежности и скорости, чтобы вернуть лидерство в чемпионате, пока отсутствует. На это может уйти несколько месяцев или даже сезонов.
BMW.WilliamsF1 Team
От второго сезона совместной работы Williams и BMW ждали улучшений. Конечно, о чемпионстве никто не мечтал, но на перемены надеялись. В итоге команда одержала четыре победы: три — Ральф Шумахер и одна — дебютант «Формулы 1» Хуан Пабло Монтойя.
Болиды развивали хорошую скорость. Главной проблемой оставалась надежность машин. Пилоты финишировали не более чем в половине гонок, а в пяти из семнадцати Гран-при ни один болид Williams до клетчатого флага не добрался.
В следующем сезоне у команды новый мотор: он меньше, легче и мощнее. Возможно, повысится и его надёжность. Если так, с пилотами вроде Шумахера и Монтойи команда станет не просто «лучшей среди прочих». В Williams помнят, как выигрывать гонки и чемпионаты.
Red Bull Sauber Petronas
Это лучший сезон в истории команды. Инженеры добились максимума от прошлого года мотора Ferrari. Пилоты Sauber превзошли ожидания, особенно Кими Райкконен – молодой финский гонщик, у которого практически не было опыта вождения «формульных» машин.
Команда расстается с титульным спонсором: глава Red Bull Дитер Матешитц намерен продать свою долю акций Sauber. Финансовое положение швейцарской команды не ухудшится, так как среди её спонсоров появился Credit Suisse.
В следующем сезоне место Кими Райкконена, перешедшего в McLaren, займет бразильский гонщик Фелипе Масса, действующий чемпион «Формулы 3000» из Италии.
Benson&Hedges Jordan Honda
В 1999 году команда одержала победу в первой гонке и заняла третье место в чемпионате, что возродило в сердцах её участников надежду на успех. Однако затем последовало два неудачных сезона, главным образом из-за проблем с надежностью машин.
Ярно Трулли провел второй сезон за Jordan. В 2001 году итальянец занял две позиции выше, чем годом ранее, и набрал на пять очков больше, но финишировал лишь на шести этапах.
Новые электронные системы стали одной из главных проблем. До австрийского этапа всё шло неплохо, но на А1-Ринге обе машины не смогли стартовать. Трулли всё же вышел на старт, но напряжение было настолько высоким, что он не заметил на пит-лейне красный свет и был дисквалифицирован. В двух последующих гонках сначала сошла одна, потом другая машина, а в итоге ситуация так обострилась, что привела к неожиданному увольнению Хайнца-Харальда Френтцена накануне гонки в Германии.
Жан Алези заменил предыдущего пилота и завершил четыре из пяти гонок, заработав всего два очка. В результате команда набрала 19 очков (на два больше, чем годом ранее) и заняла пятое место в Кубке конструкторов.
В 2002 году в команде Jordan будут выступать опытный Джанкарло Физикелла и дебютант Такума Сато.
Lucky Strike Reynard BAR Honda
BAR не заработала ни единого очка в первом сезоне 1999 года, в следующем заняла пятое место, а в текущем — шестое (17 очков).
Вновь обещания команды не совпали с результатами, и её ждало разочарование. По надежности BAR (вместе с Prost) стала второй после Ferrari — за 34 гонки машины 23 раза финишировали, но над скоростью предстоит поработать.
На немецких и испанских трассах всё шло хорошо — Жак Вильнев даже добрался до третьей позиции. В Индианаполисе же уик-энд обернулся для канадца настоящей бедой.
В новом сезоне BAR будет работать с теми же пилотами и мотором. Менеджер команды Крейг Поллок намерен сделать всё для того, чтобы уже к началу следующего сезона команда стала сильнее. Если это потребуется, подключат новых специалистов. Он хочет подготовить команду к победам в гонках.
Mild Seven Benetton Renault
В последнее время Benetton успешно выступала на старте сезона, но потом результаты ухудшались. Создавалось впечатление, что команда получила хорошую машину, но не смогла ее улучшить в течение сезона и отставала от соперников, которые постоянно работали над доводкой своих машин.
В отличие от предшественников, нынешние хозяева команды, Renault, решили испытать новые разработки в текущем сезоне, а не дождаться следующего года, когда команда получит другую эмблему.
Флавио Бриатторе, руководитель Benetton, предупреждал: «Мы не ожидаем стать конкурентоспособными в первом полугодии». Так и случилось. Машины не обладали достаточной скоростью, что приводило к неудачам в квалификациях и финишам за пределами первой десятки. Во второй половине сезона результаты улучшились, но количество аварийных отказов также увеличилось.
Команда применила «революционный» мотор Renault с увеличенным углом развала цилиндров. Настройку двигателя заняли несколько месяцев. Французский моторист не впервые играет ведущую роль в техническом прогрессе «Формулы 1». Прежде чем двигатель с турбонаддувом одержал первую победу, тоже прошло немало времени. Зато потом…
В 2002 году Ярно Трулли станет напарником Дженсона Баттона. Молодой британский гонщик полон оптимизма: «Если Renault так же продвинется за зиму, то думаю, уже в начале сезона сможем квалифицироваться в первой десятке, а ближе к гонке в Сильверстоуне — начнем побеждать. Моя мечта — выиграть “домашний” Гран-при».
Jaguar Racing
Заняв девятое место с четырьмя очками в прошлом сезоне, команда поднялась до седьмого места с десятью очками. Тем не менее много людей, в том числе Jaguar Racing, считают прошлый чемпионат неудачным.
За два года руководство команды менялось четыре раза: Джеки Стюарт, Нил Ресслер, Бобби Рэйхал и Ники Лауда занимали эту должность. Место Лучано Бурти уже через четыре гонки занял Педро де ля Роза.
Эдди Ирвайн, гонщик Jaguar, завершил сезон с результатами лишь в шестнадцати Гран-при. Третье место в Монако не решило судьбу команды.
Ники Лауда стремится привлечь специалистов из других команд, например, Ferrari и Williams.
Prost Acer
Прошлогодние результаты были плачевными: команда заняла предпоследнее место, не набрав ни одного очка. Спонысор покинул проект, а недостаток финансирования не позволил приобрести двигатель.
Семья Педро Диница выкупила часть акций французской команды, обеспечив ей финансовую поддержку. Ален Прост заключил договор о поставке моторов с Ferrari. Жан Алези сохранил свой статус пилота номер один. Первоначально вторым гонщиком стал Гастон Маццакане из Minardi, но через четыре гонки его заменил Лучано Бурти.
После немецкой гонки Алези покинул команду, освободив место для Хайнц-Харальда Френтцена. В бельгийской гонке Бурти попал в аварию и выбыл из чемпионата. Таким образом, в Prost появился Томаш Энге. Пять гонщиков за сезон! Синие болиды финишировали двадцать три раза и по надежности обошли даже Sauber. Но что-то не позволило инженерам получить от моторов Ferrari такую же отдачу, как швейцарская команда.
Алези дважды финишировал шестым (в Монако и Германии), а также один раз — пятым (в Канаде), заработав для Prost 4 очка. Благодаря этому команда заняла 9-е место в чемпионате и получила право на часть доходов от телевизионных трансляций «Формулы 1».
Orange Arrows Asiatech
Команда Arrows с одним заработанным очком Йосом Ферстаппена финишировала 10-й, что является одним из худших результатов в истории команды. В 1991 году команда не набрала ни одного очка, а в 1986, 1996 и 1999 годах по одному.
Двигатель Asiatech не удовлетворил ожидания руководителя команды Тома Уокиншоу. Надежность машин была немного выше среднего показателя сезона, но гонки всё равно завершались неудачностями. Похоже, шасси 2001 года оказалось не таким удачным, как предыдущее.
В конце сентября Arrows заключила соглашение с аргентинским дизайнером Серхио Ринландом, ранее сотрудничавшим с Sauber. Новое пополнение команды поможет улучшить машину на сезон 2002 года. Использование мотора Ford также должно ускорить прогресс Arrows в следующем чемпионате.
European Minardi
За 271 Гран-при команда Minardi набрала 28 очков.
В начале года команда не имела ни мотора, ни финансирования. Однако в итоге заключила договор с австралийским предпринимателем Полом Стоддартом. Сделка была оформлена поздно, поэтому на первую гонку в Мельбурн были отправлены не испытанные машины. Тарсо Маркес сошел из-за проблем с электрооборудованием, а Фернандо Алонсо занял двенадцатое место — опередив пилотов Benetton.
В конце чемпионата Маркеса сменили Алексом Йонгом. Молодой малайзийский гонщик привлек крупного спонсора — компанию Magnum. В прессе появились сведения о будущих азиатских партнёрах Minardi. Хорошее финансирование позволит команде занять более высокое место в следующем сезоне, но хватит ли для этого сил мотора Asiatech?